КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович - Страница 3

Вторая глава, содержащая трактат «О пении божественном...», сопоставляется со словами «изысканием диакона Иоаникия Трофимова сына Коренева». Однако отождествлению первой главы с «письмами древних доброписцев» мешает помещённый там акростих «Диакон Иоаникии Трофимов сын Коренев», поэтому исследователь приписывает этот текст также И.Т. Корнееву, чем разрушает логику своего доказательства. Надёжнее, по мнению исследователей, связать с именем И.Т. Корнеева первую главу, тогда как во второй главе читаются анонимно распространявшиеся трактат «О пении божественном...» и один из вариантов «Науки всея мусикии», что соотносится с безымянными «древними доброписцами». По общему мнению, трактат «О пении божественном...» написан в Москве. В самом тексте упоминается более широкая локализация – Великая Россия. Автор трактата обладает широким кругозором. Он, по мнению исследователей, знает греческий и польский языки, цитирует рукописные «Диалектику» преподобного Иоанна Дамаскина, «Толкования на псалмы» Василия Великого, Слова Максима Грека, книги московской (Книга о вере. 1648 г.; Грамматика Мелетия Смотрицкого. 1648 г.) и киевской печати (Беседы Иоанна Златоуста на Деяния Апостолов. 1624 г.; Цветная триодь. 1631 г.), греческую Триодь, Священное Писание. Он осведомлён об истинных источниках книжной справы – греческих и киевских книгах, помещает музыку среди свободных искусств и знаком с некоторыми основами модальной теории. Предполагая в авторе трактата представителя киевской учёности, владевшего помимо греческого и польского языков латынью и ивритом, Александра Сергеевна Цалай-Якименко сначала (1976 г.) считала его одним из спутников иеромонаха Епифания (Славинецкого), приехавших с ним в Москву в 1644 г. (эта точка зрения, как и датировка трактата 1660и гг., вызвала полемику, которая нашла отражение в письмах в редакцию журнала «Советская музыка» (1977, 1978 гг.)), а затем (2002 г.) отождествила его с самим Епифанием (Славинецким). Предлагаемая В.В. Протопоповым датировка трактата 1671 г. на основании рукописи Российской государственной библиотеки вызывает у исследователей сомнения из-за того, что в ней помещён поздний вариант текста, единичный в рукописной традиции. В трактате упоминаются следующие реалии: появление киевского многоголосия в Великороссии (с 1650 гг.), книжная справа с греческих и киевских образцов (с 1655 г.), хомония как общераспространенное явление (до 1670 гг.). Автор называет своего оппонента, помимо прочего, противником единогласия (актуальный вопрос 1650 и 1660 гг.). По мнению А.С. Цалай-Якименко (2002 г.), автор трактата цитирует тропарь Пасхи по киевской Триоди, т.к. в Москве ещё не была выпущена исправленная Цветная Триодь (1660 г., а не 1656 г., как ошибочно указывает исследователь). Если это верно, то трактат «О пении божественном...» исследователи готовы датировать второй половиной 1650 гг.



 
PR-CY.ru