КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович - Страница 2

По мнению исследователей, И.Т. Корнееву принадлежит и музыка этого канта. Исследователи считают И.Т. Корнеева вероятным редактором (или соредактором) сборника «Мусикия» (списки: Государственного исторического музея; Российской государственной библиотеки, конца XVII в.). В.В. Протопопов приписал И.Т. Корнееву авторство трактата «О пении божественном по чину мусикийских согласий» («Мусикия»), а также две «редакции» этого труда (Российская государственная библиотека). «Вторая редакция» содержит изменённый вариант трактата «О пении божественном...», а также один из вариантов «Науки всея мусикии». «Третья редакция» не является единым текстом, помимо «второй редакции» целиком (вторая из трёх глав книги) в неё входят вирши «Духовныя радости труды сподобляют» и статья «О пении разных знамен» (первая глава книги). Трактат «О пении божественном...» исследователи считают одним из наиболее значительных русских музыкально-теоретических сочинений XVII в. Его первоначальный вариант обнаружен в трёх рукописях: Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (1660 гг.) и Российской национальной библиотеки (обе – конца XVII в.). В основу текста положено школьное музыкальное руководство латинской традиции, текстуально близкое к изданию: Starowolski S. Musices Practicae Erotemeta in usum studiosae inventutis, breviter et accurate collecta. Cracoviae, 1650 г., дополнительным источником послужила «Книга о вере» (М., 1648 г.). Ряд разделов трактата написан самостоятельно. Извлечения из основного источника посвящены элементарным основам музыкальной грамоты, которую «в России совершенне никтоже весть», тогда как обширные дополнения, внесённые в этот текст, связаны с актуализацией его содержания и обоснованием новых для читателя трактата явлений и понятий. Так, подробно определяется понятие «мусикия» и обосновывается причина его распространения на церковное пение. Особенное внимание уделяется оправданию многоголосия. Провозглашается принцип консонантного многоголосия, ориентированного на киевские образцы и построенного по принципам музыкальной науки; создаётся историческая концепция, обосновывающая употребление подобного многоголосия в церкви. В противоположность киевской традиции троестрочие (см. Строчное пение) и демественное пение критикуются за диссонантную фактуру, за обессмысливающие глоссолалические вставки, за отсутствие святоотеческого свидетельства. Атрибуция трактата И.Т. Корнееву, широко распространённая благодаря авторитету В.В. Протопопова, основана на прямом соотнесении указанных в рукописи Российской государственной библиотеки трёх источников книги с тремя её главами. Третья глава – это «Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого.

 



 
PR-CY.ru