КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович

КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович (ум. в 1680 гг.?) – диакон, автор статьи «О пении разных знамен, иже поют греки, римляне и великороссийский народ» и виршей, книгописец. Биографических данных об И.Т. Корнееве сохранилось крайне мало. Его имя упоминается в двух рукописях – Российской государственной библиотеки 1681 г. и Государственного исторического музея 1680 гг., автограф И.Т. Корнеева). Согласно первой рукописи, И.Т. Корнеев служил «...У Великого Государя на сенях в соборе Стретения Господня». В 1666 г. в числе клира Сретенского собора Московского Кремля значится «дьячок Аниска» (уничижительная форма от имени Аникий (Иоанникий); Российский государственный архив древних актов). В 1672 г. дьячок Аниска в списках уже не числится, но появляется диакон Аникий (Российский государственный архив древних актов). В рукописи Государственного исторического музея упоминается о пребывании Николая Павловича Дилецкого в доме И.Т. Корнеева в 1679 г. По мнению Владимира Васильевича Протопопова, И.Т. Корнеев умер в 1680 или начале 1681 г., поскольку в рукописи Российской государственной библиотеки об авторе говорится в прошедшем времени, и более поздних сведений о нём не сохранилось. В статье «О пении разных знамен...», сохранившейся только в рукописи Российской государственной библиотеки (в Государственном историческом музее она, по мнению исследователей, находилась на утраченных начальных листах), И.Т. Корнеев предлагает своеобразный экскурс в историю музыкальной нотации в виде рассмотрения четырёх систем: нот греков (в действительности это знаки путевой нотации, которые применялись в том числе для записи песнопений греческого распева), нот римлян (фантастическая реконструкция на основе длительностей киевской нотации и цифровых обозначений без нотного стана), киевской и знаменной нотаций. В этой же рукописи содержатся вирши И.Т. Корнеева «Духовныя радости труды сподобляют» с акростихом «Диакон Иоаникии Трофимов, сын Коренев». Исследователи атрибутируют И.Т. Корнееву духовный кант «Услыши, Боже, моления моя,/ Приими во уши пресвятая Твоя...» с акростихом «У Всемогущяго Бога просящи милости, диакон Аникии скорби, Господа поя, писаше», который содержался в песеннике Новоиерусалимского монастыря начала 1680 гг. (Государственный исторический музей). Текст песнопения, в котором аллюзии на Пс. 60 соединяются с темами христианских догматов, состоит из 64 стихов (одиннадцатисложник), соединённых в четверостишия с парными рифмами (аабб). По мнению Александра Владимировича Позднеева, особенности поэтической техники И.Т. Корнеева позволяют предположить, что он был учеником архимандрита Новоиерусалимского монастыря Германа (ум. в 1682 г.).

 



 
PR-CY.ru