КАЗУИСТИКА - Страница 3

Помимо различия суждений по степени их вероятности они различаются ещё и тем, насколько опасно или безопасно следовать им с точки зрения попрания нравственного закона, т.е. разделяются на более и менее безопасные. Анализ действительного или гипотетического казуса с точки зрения этих параметров и составляет собственно технику казуистического метода. В соответствии с терминами «probabilis» («вероятный») и «tutus» («безопасный») получили названия направления в казуистике эпохи Контрреформации: туциоризм, пробабилиоризм, эквипробабилизм и пробабилизм. Туциоризм, наиболее ригористическое направление в казуистике, рекомендовал следовать более безопасному мнению, даже если противоположное мнение более вероятно; пробабилиоризмом было названо направление, которое рекомендовало следовать мнению менее безопасному лишь в случае его большей вероятности; эквипробабилизм – это направление, предлагавшее следовать менее безопасному суждению не только тогда, когда оно более вероятно, но и когда оно одинаково вероятно с суждением более безопасным; наконец, пробабилизм, представляющий собой крайне релятивистское направление, исходил из допустимости следовать менее безопасному мнению даже в тех случаях, когда оно менее вероятно. Казуистическую мораль сами её теоретики иногда обозначали как «theologia accomodativa», что исследователи приблизительно переводят как «конформистское богословие». Казуистика, и в особенности пробабилизм, подвергалась жёсткой критике как своего рода апология имморализма не только протестантскими, позже также старокатолическими (например, Иоганном Йозефом Игнацем фон Дёллингером, 1799–1890 гг.), но и католическими писателями, в частности, Блезом Паскалем (1623–1662 гг.) в «Провинциальных письмах», Жаном Мабильоном (1632–1707 гг.). Особенно последовательным критиком был бывший иезуит Пауль фон Хёнсбрёх (1852–1923 гг.), который упрекал представителей пробабилизма и казуистики в целом в использовании софистических приёмов и находил в нём коренное извращение христианской морали. Несмотря на отрицательное отношение большинства протестантских авторов к казуистике, некоторые из протестантских богословов, в частности, Готлиб Балдуин (1640–1684 гг.), Иоганн Франц Буддей (1667–1729 гг.) и А. Рехенберг (1642–1721 гг.), использовали казуистические методы. Влияние казуистики на православное нравственное богословие обусловлено его зависимостью от западных богословских систем, в том числе католических, что характерно для русской церковной науки XVIII и XIX вв.; носило оно по преимуществу поверхностный и, в основном, формальный характер, не затрагивая основ христианской этики. Уже в XIX в. наблюдается реакция на казуистическую схоластику, особенно острая в сочинениях религиозных писателей славянофильского направления.



 
PR-CY.ru