КАЗУИСТИКА

КАЗУИСТИКА (от лат. «casus» – «случай») – метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме. Судебный процесс (как в светской сфере, так и в церковной) неизбежным образом носит казуистический характер, поскольку в ходе его необходимо бывает соотнести конкретное дело с правовой нормой. Подобным образом в пастырской практике духовник соотносит исповеданный перед ним грех с нормами христианской этики, а в случае тяжких согрешений – с каноническими нормами, предусматривающими назначение епитимии. Однако специфика казуистики как научного метода заключается не в рассмотрении действительных юридических или этических казусов, а в их теоретическом конструировании. Практическая цель такого конструирования заключается в том, чтобы снабдить правоприменительную или душепопечительную практику максимально большим числом рецептов, по возможности рассчитанных на все варианты действительных казусов. Как самостоятельная наука казуистика сложилась в Средние века на стыке нравственного богословия, пастырского богословия и канонического права. Первоначально казуистика находила опору в дисциплинарных правилах древней церкви: в правилах святых апостолов, в правилах вселенских и поместных Соборов, в правилах св. отцов, в частности, святителей Александрийского епископа Петра I, Василия Великого, Григория Нисского, в древних пенитенциалиях Феодора Кентерберийского, Колумбана, Беды Достопочтенного, Ионы Орлеанского, в которых указывались сроки епитимии в зависимости от тяжести содеянных грехов. Становление казуистики тесно связано с развитием схоластического спекулятивного метода и базируется на интеллектуальной культуре средневековой схоластики, на технике виртуозного анализа гипотетических ситуаций. Большое значение для развития казуистики имели труды Ансельма Кентерберийского, Петра Абеляра, Альберта Великого, Иоанна Дунса Скота и, наконец, самого авторитетного из схоластов – Фомы Аквинского. Своей целью казуистика ставила детальный анализ греховных деяний, в котором учитывались всевозможные варианты греха, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства, выявлялись комбинации более тяжких и менее тяжких согрешений, определялась ответственность за деяния, в которых формальное прегрешение (например, обман ради предотвращения тяжёлого преступления) представляло собой меньшее зло, чем бездействие, которое могло повлечь более тяжкие последствия. Казуисты тщательно разрабатывали классификацию грехов, разделяя их на смертные и простительные, большие и малые, намеренные и ненамеренные. В построениях и анализе казуистов широко применялись юридические приёмы, в частности, разложение целостного явления на его составные элементы, квалификация рассматриваемого явления по степеням и категориям: например, учение о трёх степенях нужды, трёх разрядах потребностей и двух категориях средств.

 



 
PR-CY.ru