КОНСТАНТИН - Страница 3

В состав коптского Лекционария Страстной седмицы, изданного О. Бурместером, входит проповедь на Великий пост и праздник Пасхи, приписываемая Константину. Наконец, в сохранившемся на остраконе библиотечном каталоге неидентифицированного монастыря св. Илии упомянут «Энкомий» «апы Константина» в честь апы Шенуте, который исследователи предположительно атрибутируют Константину. Ещё несколько сочинений Константина известны исследователям только в арабском переводе. Два «Энкомия» посвящены мученику Иоанну Гераклейскому, мощи которого находились в городе Хамьор (араб. Хамьюр, ныне деревня Умм-эль-Кусур), расположенном недалеко от Сиута. Первый «Энкомий» дошёл в шести рукописях (издана только лемма составителя по рукописи XII–XV вв.). Она содержит ряд подробностей, которые позволяют исследователям признать аутентичность памятника, несмотря на отсутствие оригинала: упомянута епископская хиротония автора, совершённая патриархом Дамианом в Александрии; сообщается, что Константин приехал накануне празднования, чтобы помолиться ночью в мартирии святого, и произнёс это похвальное слово в воскресенье, на которое пришёлся день памяти мученика Иоанна (4 бауна, 29 мая). Второй «Энкомий» посвящён обретению мощей мученика и освящению церкви в его честь 4 кихака (30 ноября). Он дошёл в единственной рукописи, хранящейся в Коптском музее Каира, и до сих пор не издан. Исследователям известно ещё два неизданных сочинения Константина в арабском переводе – панегирик, посвящённый мученику Исидору Антиохийскому (память в Коптской церкви 19 башнаса, 14 мая), в рукописи из монастыря св. Антония и гомилия «О падшей душе и её исходе из этого мира» в рукописи из Коптского патриархата в Каире. Главным жанром, в котором работал Константин, был энкомий. Для верной оценки его литературной деятельности исследователи принимают во внимание несколько аспектов. Во-первых, в своей стилистике он опирался на риторическую традицию периода второй софистики и был знаком с принципами построения агиографических текстов греческих отцов, таких как святители Афанасий I Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Во-вторых, творчество Константина принадлежит к эпохе патриарха Дамиана, когда трудилась целая плеяда учёных епископов-писателей, что позволяет исследователям считать это время одним из периодов расцвета коптской литературы. В-третьих, у Константина уже прослеживаются черты, из-за которых и его, и современных ему авторов исследователи упрекают в определённом провинциализме, однако именно эти черты будут восприняты и развиты авторами следующих веков. Прежде всего, речь идёт об известном пристрастии жителей Египта ко всему чудесному. Например, в «Энкомиях» в честь Афанасия I Великого события из жизни святого, о которых в других (в первую очередь, греческих) источниках сообщается в реалистическом духе, у Константина обязательно расцвечиваются сверхъестественными подробностями. Именно этот принцип не только необходимости чуда (что естественно в агиографии), но и изложения его с наибольшим количеством поразительных подробностей позже будет усвоен коптской традицией и использован авторами так называемых агиографических циклов.



 
PR-CY.ru