КОНСТАНТИН

КОНСТАНТИН (вторая половина VI в. – первая четверть VII в.) – епископ Сиута (греческий Ликополь; арабский Асьют), церковный писатель, святой Коптской церкви (память в Коптской церкви 9 амшира, 3 февраля). В сочинении «История Александрийских патриархов» имя Константина включено в список выдающихся епископов эпохи правления патриарха Дамиана (578–607 гг.). Основным источником сведений о Константине служит его Житие в составе редакции копто-арабского Синаксаря (XIII–XIV вв.), происходящей из Верхнего Египта; наличие памяти Константина является одной из её отличительных особенностей. Житие сохранилось полностью в единственной рукописи из Луксора и фрагментарно в рукописи. О некоторых обстоятельствах жизни Константина исследователи узнают из его сочинений. О родителях и месте рождения Константина исследователям ничего не известно. В монахи он был пострижен, как сообщает Житие, своим братом аввой Моисеем. В тот же день обеты принесли ещё десять человек, из которых по имени кроме Константина названы Руф и Иосиф – будущие епископы Шотепа (греч. Гипселис) и Сбехта (греч. Апполинополь Малый) соответственно. Об Иосифе сведений не сохранилось. Руф известен исследователям как церковный писатель; во втором «Энкомии» в честь мученика Клавдия Константин рассказывает, как он «с братом Руфом» совершал паломничество в Иерусалим и по дороге, в Каппадокии, посетил библиотеку. После рукоположения во епископа патриархом Дамианом (дата исследователям неизвестна) Константин занимал должность патриаршего викария (диадоха) в Верхнем Египте (викарием Нижнего Египта приблизительно в этот же период был Иоанн, епископ Парала). Исследователям известно, что хиротония Писентия, епископа Эрмонта, состоявшаяся, вероятно, после 598 г., была одобрена Константином и Шенуте, епископом Антинои, который был тогда викарием Верхнего Египта; следовательно, Константин занял эту должность позже, вслед за Шенуте. Как видно из описания этих событий в синаксарном Житии Писентия и из Жития Константина, в число обязанностей викариев входило рекомендовать ставленников на епископские кафедры своей области: патриарх совершал хиротонии только после возложения рук викария и ещё одного епископа и получения письменной рекомендации. В лемме, предваряющей второй «Энкомий» в честь мученика Клавдия, говорится, что он был произнесён в Сиуте в присутствии викария, который прибыл в Верхний Египет и записал чудеса мученика для патриарха Андроника (616–622 гг.). Р.Ж. Кокен считал, что имеется в виду викарий Верхнего Египта и, следовательно, при Андронике Константин уже не исполнял эту должность, однако исследователям представляется более вероятным, что речь идёт о викарии Нижнего Египта, который посетил Сиут по случаю праздника. В любом случае, это упоминание служит последним известным нам хронологическим указанием о времени жизни Константина.

 



 
PR-CY.ru