КОНСТАНТ II (КОНСТАНТИН) ПОГОНАТ - Страница 7

Весной 655 г. новый понтифик Евгений I отправил своих апокрисиариев в Константинополь для обсуждения вопроса о восстановлении церковного общения. Констант II Погонат, Константинопольский патриарх Пирр (преемник Павла, ранее побеждённый в диспуте Максимом Исповедником), а после его смерти (май 655 г.) преемник патриарх Пётр приняли их и составили уклончивый ответ о том, что во Христе можно признать одну волю, если рассматривать Христа как ипостась. Привезённая апокрисиариями в Рим грамота была признана слишком путаной, и папа Евгений I также отказался вступать в общение с Константинополем. В 657 г., когда на Римском престоле Евгения I сменил папа Виталиан, Констант II Погонат утвердил избрание нового папы без обсуждения вопросов вероисповедания и в знак формального примирения отправил Виталиану в подарок украшенное драгоценными камнями Евангелие. Тем самым Констант II Погонат, хотя и временно, добился своих целей в церковно-политической сфере. Отказавшись от продолжения богословских споров, Римская церковь молчаливо признала «Типос» Константа II Погоната. Почувствовав, что его положение в церковных делах стало устойчивее, Констант II Погонат вскоре предпринял попытку привлечь Максима Исповедника на свою сторону. В августе 656 г. он направил к нему в Визию делегацию из чиновников Павла и Феодосия, а также епископа Феодосия из Кесарии Вифинской. В Визии состоялся ещё один диспут, в котором Максим Исповедник вновь одержал победу (или ему демонстративно позволили победить). Участники диспута совместно обратились к Константу II Погонату с просьбой отправить посольство в Рим для окончательного решения вопроса о монофелитстве и включить Максима Исповедника в состав посольства. В сентябре по приказу Константа II Погоната преподобный Максим был переведён в монастырь св. Феодора в Силимврии, где продолжил свои учёные занятия в благоприятной обстановке. В то же время Констант II Погонат, явно не собираясь организовывать посольство в Рим, вновь отправил епископа Феодосия к Максиму Исповеднику и предложил ему принять «Типос», обещая полное примирение с собой и торжественный приём в Константинополе. Таким образом, в действительности ценой освобождения преподобного Максима должно было стать не разрешение проблемы ереси, а соглашение с императором. После отказа Максима Исповедника милости Константа II Погоната в отношении преподобного прекратились (Максим был сослан в крепость Перберис, где находился до конца 661 г.). В 662 г. Констант II Погонат решил покинуть Константинополь и перенести столицу империи на Запад, планируя сделать столицей Рим. Мотивы решения Константа II Погоната остаются для исследователей неясными, т.к. источники не предлагают достоверных объяснений. Одной из причин мог стать острый конфликт Константа II Погоната с его младшим братом Феодосием, которого Констант II Погонат долгие годы подозревал в стремлении захватить власть. Констант II Погонат вынудил Феодосия принять духовный сан, но вражда между братьями не прекратилась. Около 660 г. Констант II Погонат, вновь заподозрив, как полагают исследователи, Феодосия в заговоре, приказал казнить его. Гибель Феодосия, который, по мнению исследователей, был популярен в народе, вызвала возмущение в Константинополе; Константа II Погоната называли новым Каином. Исследователи полагают, что с этим общим обострением ситуации в Константинополе было связано и то, что в конце 661 г. преподобного Максима и его учеников привезли в Константинополь на повторный суд, осудили как изменников на заседании синклита, после чего каждому отсекли правую руку и урезали язык, затем сослали в Лазику. Максим скончался 13 августа 662 г.

 



 
PR-CY.ru