КОНСТАНТ II (КОНСТАНТИН) ПОГОНАТ - Страница 4

В западных областях империи власть Константа II Погоната также была неустойчива. Константинопольскому правительству постоянно приходилось бороться с политическим и церковным сепаратизмом в Италии и Северной Африке. В 642 г. в Риме поднял мятеж против Константа II Погоната хартуларий Маврикий, который предполагал вывести Рим и часть Италии из-под власти Константинополя. Экзарх Италии Исаакий (также представитель одной из знатных армянских фамилий) отправил из Равенны против Маврикия войско во главе с магистром Доном, которому удалось убедить большинство солдат римского гарнизона перейти на сторону законного правительства. Маврикий был схвачен, отправлен в Равенну и вскоре казнён. Около 643 г., после смерти Исаакия, экзархом был назначен Феодор Каллиопа. В церковных делах Констант II Погонат поддерживал монофелитскую политику императора Ираклия, основанную на «Эктесисе» 638 г. Для Константа II Погоната и всей византийской элиты в то время было необходимо подчеркнуть, что его власть преемственно связана с правлением великого императора Ираклия. Не обладавший таким же авторитетом и поначалу вообще несамостоятельный Констант II Погонат не мог себе позволить пересматривать религиозные акты, освящённые именем своего знаменитого деда. Таким образом, монофелитство стабилизировало константинопольское общество и отчасти положительно сказывалось на связях с армянами. При этом армяне по-прежнему не воспринимали византийцев как своих единоверцев. Около 647 г. Констант II Погонат и Константинопольский патриарх Павел отправили увещевательное послание к Теодоросу Рштуни и католикосу Нарсесу о желании устранить разногласия и восстановить полное церковное общение. В 648 г. Армянская церковь созвала Собор в Двине, который составил обстоятельный ответ Константу II Погонату с объяснением исповедания веры армян и осуждением Халкидонского собора. Таким образом, переговоры зашли в тупик и не дали результатов. С другой стороны, монофелитсткая политика Константа II Погоната существенно осложнила взаимоотношения Византии с Папским престолом. В конце 641 г. или начале 642 г. в Риме состоялся Собор под председательством папы Иоанна IV, который осудил «Эктесис». С этого момента Римская и Константинопольская церкви находились в состоянии раскола. С 24 ноября 642 г., после смерти Иоанна IV, Папский престол занимал Теодор I, выходец из Иерусалима. Он продолжил политику Иоанна IV, отверг синодику патриарха Павла и признал единомыслие с патриархом Пирром, которого призывал вновь занять Константинопольскую кафедру, поскольку возведение Павла на Патриарший престол было незаконным и прошло не по церковным правилам, а по воле мятежной толпы. Новый виток церковных споров начался в 645 г., когда в Карфагене в присутствии экзарха Григория (скорее всего, как полагают исследователи, сын Никиты, двоюродного брата императора Ираклия, т.е. двоюродный дядя Константа II Погоната) состоялся диспут между бывшим Константинопольским патриархом Пирром, сосланным в Африку в 641 г., и Максимом Исповедником. Преподобный Максим одержал полную победу, и Пирр публично отрёкся от монофелитства, что вызвало большой общественный резонанс.

 



 
PR-CY.ru