КОНВЕРСЫ - Страница 3

Другие исследователи полагали, что появление конверсов объясняется отсутствием у монахов времени для занятий физическим трудом и обеспечения обители всем жизненно необходимым и нуждой в помощниках. Против этой гипотезы говорит то обстоятельство, что конверсы в большом количестве были у цистерцианцев, которые настаивали на обязательном физическом труде для монахов, и, наоборот, конверсов почти не было в обителях Клюнийской конгрегации, монахи которых занимались преимущественно богослужением; предлагалось также считать причинами появления конверсов рост благосостояния монастырей и клерикализацию монашества. Однако многие обители, где были конверсы, оставались небогатыми, а увеличение числа священников среди монахов наблюдалось как раз у клюнийцев, у которых конверсов нового типа не было. Братьев-мирян исследователи не могут считать изменившимися конверсами, которые противопоставлялись облатам, т.к. в ряде конгрегаций оба типа конверсов сосуществовали. Наиболее вероятными исследователи считают две гипотезы. Согласно одной из них, к появлению конверсов привело широкое распространение в XI в. отшельников и затворников, которые нуждались в помощниках, оберегавших их от назойливого внимания мирян и доставлявших им всё необходимое для жизни, чтобы отшельники могли сосредоточиться исключительно на молитве и аскетических практиках. В соответствии с другой гипотезой, распространение конверсов было связано с перенесением в монастырскую жизнь феодальных отношений. Особенно исследователи это видят у цистерцианцев. Многие монахи этого Ордена принадлежали к знати (в том числе Бернард Клервоский); соответственно конверсами становились их слуги и сервы. Исследователи полагают, что именно с социальным происхождением конверсов связано и их быстрое исчезновение в большинстве Орденов к XIV в. В нищенствующих Орденах доминиканцев и францисканцев также существовало деление на монахов-клириков и монахов-мирян, но вместо конверсов у них появились терциарии (третий Орден). Во второй половине XIX в. благодаря деятельности бенедиктинца Проспера Геранже, аббата монастыря Солем, произошло восстановление чина конверсов в некоторых бенедиктинских обителях (Солем, Бойрон и др.). Проспер Луи Паскаль Геранже полагал, что монахи должны заниматься научной деятельностью и быть священниками, чтобы регулярно служить мессу. Тех, кто не могли соответствовать этому идеалу, включали в разряд конверсов, которые приносили монашеские обеты, но не имели права голоса на капитуле. Декретом папы Пия X «Sacrosancta Dei Ecclesia» (1 января 1911 г.) был установлен минимальный возраст (новициат с 21 года, принесение конверсами простых обетов – после 30 лет) и порядок зачисления мирян в конверсы, а также подчёркивалась значимость служения конверсов для более активного участия мирян в жизни церкви. Конверсы упоминаются в «Кодексе канонического права» 1917 г. В период между мировыми войнами их численность резко снизилась. Декретом второго Ватиканского собора «Perfectae Caritatis» предписывалось стремиться к тому, чтобы в обителях был единый разряд монахов. В действующем «Кодексе канонического права» (1983 г.) категория конверсов отсутствует.



 
PR-CY.ru