КОНВЕРСЫ - Страница 2

Впервые конверсы появились в конгрегации камальдулов (по преданию, ещё при жизни св. Ромуальда они помогали в инфирмарии (госпитале) в Фонтебуоно и в аббатстве Ситрия). В середине XI в. конверсы («сервы») прислуживали в еремитории св. Петра Дамиани в Фонте-Авеллана (вместо монашеских обетов они давали особое обещание – «promissio»). Влиянием камальдулов исследователи объясняют появление конверсов в бенедиктинских конгрегациях Валломброзы. По мнению исследователей, в аббатстве Клюни и монастырях Клюнийской конгрегации конверсов нового типа не было. Конверсами там называли неграмотных монахов, которые не могли полноценно участвовать в богослужении как монахи хора (cantores). При этом переход из одной категории в другую для них не был закрыт; они могли даже получить ординацию. В конце XI в. и особенно в XII в. исследователи видят тенденцию к большему внешнему обособлению конверсов от монахов. При аббате Петре Достопочтенном конверсам были переданы обязанности famuli – монастырских слуг, имевших семьи и проживавших в бурге рядом с Клюни. У картузианцев конверсы появились с момента основания в 1084 г. пустыни Картузия (впоследствии Ла-Гранд-Шартрёз), состоявшей из верхнего и нижнего монастырей: в верхнем жили монахи-затворники, в нижнем – обслуживавшие их братья-миряне. Поскольку устав картузианцев запрещал принимать в Орден лиц моложе 20 лет (т.е. облатов не было вовсе), конверсы были для картузианцев необходимы. В 1091 г. распространение конверсов получило одобрение папы Урбана II. Наибольшее развитие институт конверсов получил в Ордене цистерианцев (о конверсах упоминается уже в трактате об основании Ордена «Малое начало»). Порядок жизни цистерцианских конверсов был определён в особом уставе – «Usus conversorum». Большинство конверсов были приписаны к грангиям (хранилища для собранной десятины и продукции монастырских угодий, загоны для скота; см. в ст. Клерво). В монастырях они имели отдельные дормиторий и рефекторий и не участвовали в общей молитве хора (это отразилось на планировке цистерцианских церквей). Поскольку конверсы были заняты преимущественно сельскохозяйственным трудом, их молитвенная практика ограничивалась обычно совершением Малой службы Пресвятой Деве Марии или чтением «Отче наш», «Ave Maria» и «Gloria». При этом многие цистерцианские конверсы были прославлены как святые католической церкви, а некоторые стали теологами и духовными писателями (например, Алан Лилльский). Конверсы появились и в конгрегации гранмонтенсов, причём в численном отношении они значительно превосходили монахов. Под управление конверсов была передана вся собственность обители, что, в конечном счёте, привело к конфликтам, изгнанию монахов братьями-мирянами и упадку конгрегации. Конверсы нового типа также существовали в конгрегациях каноников (в Пассау, св. Руфа в Авиньоне) и у регулярных каноников-премонстрантов. Исследователи выдвигали несколько гипотез происхождения конверсов. Некоторые усматривали здесь влияние восточного монашества, в частности, греческих монахов Южной Италии, считая конверсов аналогом принявших рясофор или малую схиму, хотя аналогом исследователи, скорее, готовы считать новициев.

 



 
PR-CY.ru