КОНВЕРСЫ

КОНВЕРСЫ (лат. сonversi – обратившиеся) – в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV–VII вв. конверсами называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру (синоним religiosi). Строгих канонических правил в отношении конверсов в отличие, например, от пенитентов (публично кающихся) разработано не было. Сальвиан Массилийский упоминает конверсов между пенитентами и церковными вдовицами и девами. По мнению исследователей, одним из критериев для выделения конверсов в особую группу было то, что они состояли в браке, продолжали жить в своих домах и не меняли рода деятельности. Но, даже состоя в браке, конверсы, как полагают исследователи, воздерживались от супружеских отношений (отсюда их другое наименование – «continentes»). Конверсов отличала особая одежда коричневого или чёрного цвета. Они вели благочестивый образ жизни: постоянно постились, молились и совершали дела милосердия, могли участвовать в покаянных обрядах (подобно пенитентам) но добровольно, при этом не отделялись от верных. Исследователи полагают, что к конверсам принадлежал Кассиодор. Спустя какое-то время конверсы могли вступить в клир и принять сан (канон 22 Аравсионского (Оранжского) собора 441 г. разрешает поставлять диаконами женатых мужчин только после того, как они стали конверсами; канон 16 Собора в Агате (ныне Агд) 506 г. уточняет, что в этом случае конверсами должны стать оба супруга). В Испании эта категория существовала, по крайней мере, до арабского завоевания (711 г.; в «Liber Ordinum» исследователи встречают чин благословения конверсов – «Ordo conversorum conversarumque», согласно которому конверсы-мужчины получали тонзуру, а женщины должны были носить особую одежду). В монашеской среде до XI в. конверсами называли тех, кто принесли обеты в зрелом возрасте, отличая их от отданных в монастырь в детстве и воспитывавшихся там: так называемые pueri oblati (принесённые дети), nutriti (вскормленные), donati (отданные). В «Правилах для монахов» св. Исидора Севильского конверсами называются те, кто, удалившись от мира, готовятся принести монашеские обеты (исследователи отмечают, что в тексте используются только глаголы «convertuntur», «convertitur»; выражение «conversio» для обозначения ухода в монастырь применяется и в бенедиктинском уставе). В Уставе св. Фруктуоза (главы 20–22) подробно описывается порядок приёма конверсов в монастырь. Прошедшие испытание конверсы имели те же права и обязанности, что и облаты, внешне от них не отличались и впоследствии могли получить ординацию. В XI в. появляется новая категория конверсов – живущих в монастыре, но не приносящих полных монашеских обетов. Таких конверсов обычно называли «fratres laici» («братья-миряне», т.е. нерукоположённые), «illiterati» («неграмотные»), «idiotae» («необразованные»), «barbati» («бородатые»), «exteriores» («внешние»). Хотя они принадлежали к братии монастыря, но отличались от монахов тем, что, в основном, занимались физическим трудом.

 



 
PR-CY.ru