КАМПАН - Страница 3

Согласно списку второй половины XVI в. Российской государственной библиотеки, в начале пасхальной службы «...другий (параекклисиарх)… ударяет с сущими с ними в камбанарии напрасно, и во вся древа и железное, и тяжкаа (к)амбаны, и клеплет доволно». В русском печатном Типиконе 1610 г. термин «камбан» используется в описаниях той же службы и воскресной утрени: во время пения степенн «...параеклисиарх исшед ударяет во един камбан или в железное било». По Типикону 1633 г. на воскресном всенощном бдении перед великой вечерней кандиловжигатель «...исходит и ударяет в великий камбан, тяжких, 12, покосну»; повторяется здесь и приведённое выше описание звона перед пасхальной утреней. В Типиконе 1641 г. «камбан» упоминается в связи со степеннами на воскресной утрене и в связи с началом пасхальной службы. В Чиновнике новгородского Софийского собора (между 1626 и 1634 гг.) для дня Пасхи содержится указание: «Благовест к утрени за 4 часа дни в большой камбан доволно». В печатном издании Типикона 1695 г., которому соответствует Типикон, принятый в настоящее время в РПЦ, слово «кампан» как единственное обозначение колокола встречается часто, заменив в большинстве случаев термины «било» и «древо»: на воскресной службе перед малой вечерней параекклисиарх «...изшед клеплет в малый кампан», перед началом великой вечерни он же «ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12-ю... И тако паки изшед клеплет во все кампаны», по чтении Деяний св. апостолов перед началом утрени он «...клеплет в великий, и в прочия кампаны», во время воскресной службы без всенощного бдения «церковник» (т.е. параекклисиарх) перед началом повечерия и полунощницы «...клеплет в малый кампан, или в ручное клепало, по обычаю», на вседневном богослужении в начале и в конце девятого часа кандиловжигатель соответственно «знаменует в кампан» и «знаменает в два, или в 4 кампана, по уставу» и т.д. В Требнике, изданном митрополитом Петром (Могилой), содержится «Чин благословения кампаны, си есть колокола, или звона». В более поздних изданиях Требника «кампана» (женского рода) была заменена на «кампан». В русской церковной литературе слово «кампан» может обозначать и металлическое било. В сочинении архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) «Щит веры» (1690 г.), составленном по благословению патриарха Иоакима, употреблена форма «кимпан». Некоторые исследователи считали термин «тяжкая» равнозначным выражению «великий кампан» (предположительно перевод лат. «campana grandior»), поскольку в славянском Типиконе с его помощью переводится греческое выражение.



 
PR-CY.ru