КАМПАН

КАМПАН – название колокола в славянских богослужебных книгах. Происходит от средневекового латинского названия этого инструмента – «campana» или «campanum». В античный период этим словом называлась любая бронзовая утварь, производившаяся в италийской области Кампания (например, сampana supellex). Обозначение этим словом колокола встречается в средневековых латинских текстах широкой хронологии и локализации: в Житии ирландского святого Дага (ум. в 586 г.), в «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного, в Житии святого Галла (ум. около 650 г.), написанном Валафридом Страбоном (ум. в 849 г.), который в другом сочинении приводит объяснение термина «campana», замечая, что колокола меньшего размера называют «tintinnabula» – по их звучанию и «nolae» – по городу Нола в Кампании, в «Liber Pontificalis», где записано, что папа Стефан II (752–757 гг.) на построенной им колокольне базилики св. Петра поместил три колокола, а папа Лев IV (847–855 гг.) построил колокольню для церкви св. Андрея и повесил там колокола, в «Деяниях фонтанелльских аббатов» (первая половина IX в.), в «Венецианской хронике» диакона Иоанна (начало XI в.), где сообщается о дарении в конце 870 гг. дожем Орсо византийскому императору Василию I Македонянину 12 колоколов для построенной им в Константинополе Новой церкви, в «Деяниях Карла Великого» Ноткера Заики (884–887 гг.), в «Хронике» Мерзебургского епископа Титмара (ум. в 1018 г.), в «Продолжении Хроники св. Галла» Эккехарда IV Санкт-Галленского (ум. после 1057 г.), в грамоте германского короля Генриха IV жителям города Пизы (1081 г.), в каноне 58 четвёртого Латеранского собора (1215 г.) и др. Этим словом называли колокола, сделанные не только из меди, но и из других металлов (см. «Историю Иерусалимского похода» (1100–1140 гг.) Альберта Ахенского). Исследователи встречают уменьшительную форму – «campanulum», например, в Житии св. Эммерама, написанном Арнольдом Санкт-Эммерамским (середине XI в.). В поэме «Войны града Парижа» монаха и диакона Аббона из Сен-Жермен-де-Пре (ум. после 921 г.) для обозначения колоколов используются слова «campana» и «metalla». Соответственно колокольню, а также литейную мастерскую для колоколов в Средние века на Западе называли «campanarium». Звонарь по-латыни – «campanarius» («Chronicon Hildesheimense», XI в.), «campanator» (так же мог называться литейщик колоколов) или «campanista»; иногда словом «campanarius» обозначался мальчик-певчий («Concilium Coloniense», 1260 г.). Слово «campanaria» могло означать должность звонаря («Concilium Trevirense», 1227 г.); известна и другая форма – «campanariatus», а также жену звонаря или литeйщика колоколов.

 



 
PR-CY.ru