КАМПАН - Страница 2

С заимствованием колоколов с Запада в Византию в конце IX в. рассматриваемый термин вошёл в греческой язык в форме «кампаба» или реже «кампабов». В этот период он использовался наряду с термином «кодон». Однако ещё в конце XII в. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал об использовании колокола как об исключительно западном обычае и приводил отличающееся от упомянутого выше объяснение происхождения термина – от слова «campus» – «поле»: «Как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий звук медноязычного кодона разносится всюду». В Типиконе греческого монастыря св. Варфоломея в Тригоне (Италия), написанном на калабрийском диалекте греческими буквами (составлен, как полагают исследователи, около 1132 г.; сохранился список 1571 г.), используются термины «кампаба» (колокол или колокольный звон; в описании служб на Пасху) и «кампавелла» (колокольчик; в монашеском правиле: в описаниях пробуждения братии, начала утрени и монастырской трапезы). В настоящее время в Греции «кампаба» обозначает колокол весом больше 1,2 кг. Как и в латыни, в греческом языке существуют различные производные от термина «кампан». Колокольня в византийский период могла называться «кампавапиов», на понтийском диалекте – «кампабапеиов»; в сообщениях византийских хроник о строительстве колокольни собора св. Марка в Венеции использован термин «кампабели». В современном греческом языке колокольня обозначается словом «кампабапио», звонарь – «кампабапис» (используются также слова «кампабиос» – «бить в колокол», «кампабиа» – «звон колокола», «кампабитос» – «звонкий», «заливающийся»). Позднее рассматриваемое слово перешло в славянские языки (например, в болгарский – «камбана»). Колокольня в славянских странах может называться «камбанарня». В современный русский язык вошло также слово «кампанила» как название стоящей отдельно от храма колокольни-башни (круглой или четырёхгранной, многоярусной) в итальянской архитектуре Средневековья и Возрождения. В русских богослужебных книгах слово «кампан» стало использоваться сравнительно поздно. В списках Студийско-Алексиевского устава и в ранних списках Иерусалимского устава исследователи встречают только термины «било» (великое, железное), «древо» (великое, малое), «клепалце» (малое). В русских списках Устава форма «камбан» и её производные эпизодически появляются в XV в., присутствуют и в старообрядческих Уставах.

 



 
PR-CY.ru