КОЗИЯ - Страница 4

Сохранившиеся участки живописи позволяют исследователям сложить представление о первоначальной программе росписей. Иконография восточной апсиды и наоса (нефа) традиционна и в целом следует балканским образцам того времени. В алтаре в конхе апсиды доминирует образ Богоматери на престоле в окружении ангелов. На сводах – «Вознесение Христово», под конхой в верхнем регистре слева и справа от «Евхаристии» соответственно «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Ниже – изображения св. отцов в композиции «Мелизмос» («Поклонение Жертве»), в нишах алтарной апсиды – композиция «Иисус во гробе» и образ святителя Николая Чудотворца. Над северным и южным окнами алтаря изображены сцены «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб». В зените купола – традиционный образ Христа Пантократора. В барабане следуют ярусы с изображениями (сверху вниз) серафимов с рипидами, архангелов, пророков, Римских епископов (папы Сильвестр, Вигилий (в надписи – Вергилий), Григорий, Целестин, Агафон и др.), «Престол уготованный» (в одном ряду со св. Убрусом, св. Чрепием и тетраморфом), евангелисты. В медальонах на сводах нефа изображены апостолы от 70. На сводах и стенах наоса – Страстной цикл и цикл Воскресения Христова, а также несколько сцен чудес Спасителя и изображения св. воинов (последние – в нижнем регистре росписей). Над входом в наос на западной стене изображена композиция «Анапесон» («Спас Недрёманное Око»). Росписи нартекса содержат детальный цикл Жития св. Иоанна Крестителя. Под влиянием росписей Троицкой церкви Козии в декор нартекса был включён акафистный цикл. Восхваляя Воплощение Господне и указывая на Спасение (которое возможно только через Жертву и Воскресение), этот цикл созвучен по смыслу с изображением пророка Ионы, проглатываемого китом, над арочным проёмом дверей из нартекса в неф. Посвящение обители Святой Троице отразилось в расположении в нише, прорезанной над входом в неф, изображения Святой Троицы (ветхозаветной). Его фланкируют образы св. патронов больничной церкви – апостолов Петра и Павла. Также в росписи отражена память об основателях обители – господаре Мирче Старом и его сыне Михаиле, образы которых помещены на западной стене нартекса. Авторами росписи были, по мнению исследователей, мастера, сформировавшиеся в художественной среде Македонии или Сербии, где западное готическое и ренессансное искусство органически переплеталось с традициями православного (греческого, византийского и поствизантийского) искусства. Имена изографов зафиксированы в конце пространной памятной надписи, расположенной на трёх стенах нартекса (над нижним ярусом живописи): «и писа(х) аз многогрешнаг(о) Давы(д) зугра(ф) и с(ы)не ег(о) Ра(д)усла(в) в[ъ] ле(т)[о] 7051 (1542–1543 гг.)». Здания, окружающие церковь Святой Троицы, были переделаны в середине XIX в. боярами Г. Бибеску и Б. Штирбеем. Сохранились два парекклисиона. Первый, в честь Успения Пресвятой Богородицы, – в юго-восточном углу монастырского ансамбля. Он был построен в 1583 г. игуменом Амфилохием, тогда же расписан (под записью 1835 г.). Второй, во имя Всех святых, расположен на северо-востоке, построен в XVIII в. игуменом Иоанном из Хурези и значительно переделан в 1859 г. Во дворе находятся два фонтана: Нягое I Басараба (1517 г.) и Большой (XVI в.; украшен рельефами). В 1840–1850 гг. построены два павильона, один из которых служил летней королевской резиденцией. Ансамбль реставрирован в 1958–1962 гг. (росписи поновлялись в 1984–1986 гг.). В 1970 гг. проведено центральное отопление. В одном из помещений корпуса, расположенных к востоку от церкви Святой Троицы, на берегу реки, открыт музей (иконы XVI–XIX вв., рукописи, гравюры, облачения).



 
PR-CY.ru