КОЗИЯ - Страница 3

Исследователи отмечают, что в росписи Козии эта программа имеет особенности, подчёркивающие литургический характер росписи. Так, между сценами четвёртого и пятого Вселенских соборов помещена композиция «Видение святителя Петра, патриарха Александрийского» (на западной стене, над порталом), а в минологий включён не встречающийся в других лицевых календарных циклах сюжет «Неделя святых отец» – иллюстрация праздника, который отмечается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым (сонм святых в апостольских одеждах расположен в третьем ярусе росписи на восточной стене, в промежутке между 16 и 17 декабря). В иллюстрации к двадцатой строфе акафистного гимна («Пение всякое побеждается...») исследователи встречают конкретные детали византийского придворного церемониала. Оригинальные черты, привнесённые в роспись нартекса, исследователи считают свидетельством не слепого следования установившейся к тому времени на Балканах иконографической традиции, а творческого подхода мастеров. Стиль первоначальной живописи Козии был охарактеризован румынским историком искусства Василе Флорей: «В конце XIV века нам открывается другая роспись..., где монашеский аскетизм, питаемый движением исихастов, наложил на образы особенный отпечаток сдержанности и даже суровости, в равной мере проявляющихся как в линии рисунка, так и в колорите». Живопись в алтаре и в нефе исследователи датируют 1704–1705 гг. К этому же времени исследователи относят и румынскую посвятительная надпись, расположенную в нефе храма, в которой помимо господаря Валахии Константина Брынковяну упомянуты митрополит Феодосий, «наставник» иеромонах Серафим, жупан Шербан Кантакузино и «бывший великий пахарник, сын спафария» Дрэгич. По мнению исследователей, живопись этой части храма исполнена мастерами хурезской школы, изографами Предой и его сыновьями Янакой, Симой и Михаилом. Как художественная манера письма, так и иконографическая программа этих росписей отражают установившуюся на рубеже XVII и XVIII вв. брынковяновскую традицию в валашской живописи. Заслуживают внимания исследователей портреты ктиторов, в том числе господаря Мирчи Старого и его сына Михаила, переписанные в XVIII в. по контурам первоначальной живописи. На портретах исследователи встречают геральдические изображения византийских двуглавых орлов, что должно было напомнить о византийском титуле деспота, который носил ряд средневековых валашских господарей. Деревянный иконостас, сгоревший в XVIII в., был заменён кирпичным в 1794 г. (расписан в 1907 г.). Больничная Петропавловская церковь находится к западу от основного комплекса монастыря, на другой стороне дороги, ведущей к городу Кэлимэнешти. Её архитектура выделяется подчёркнутой хрупкостью и вытянутыми формами, а также изысканностью орнаментов на фасадах. Исследователи отмечают, что это небольшое, но довольно высокое однокупольное триконховое в плане сооружение повторяет в уменьшенном масштабе упрощённый вариант нефа главной Троицкой церкви монастыря. Из старой надписи в наосе исследователи сделали вывод, что больничная церковь была построена в 1542–1543 гг., во времена правления валашского господаря Раду Паисие (Пётр из Арджеша; 1535–1545) и его сына Марко, под руководством иеромонаха Максима «Майстора».

 



 
PR-CY.ru