КЛЕОПА - Страница 4

Впоследствии под этой датой установилось празднование Собора 70 апостолов, среди которых Клеопа занимал четвёртое место после Иакова, брата Господня, и евангелистов Марка и Луки. При переводе византийских Синаксарей память Клеопы была включена в славяно-русские Прологи: в нестишные – под 29 октября, в стишные – под 30 октября. Поскольку при составлении Великих Миней Четьих использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них Клеопа упоминается дважды – 29 и 30 октября без сказания. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих Минеях упоминает Клеопу только под 4 января. Он называет его младшим братом Иосифа Обручника, описывает его встречу со Спасителем на пути в Эммаус и сообщает, что за проповедь Христа Клеопа был убит иудеями на том месте, где ему открылся Господь в преломлении хлеба. При этом в Четьих Минеях не указано, что он был епископом Иерусалима. Тем не менее, это определение закрепилось в русской богослужебной традиции. Под 4 января память Клеопы отмечается в современном календаре РПЦ и богослужебной Минее. В западной традиции впервые память Клеопы под 25 сентября в середине IX в. исследователи встречают в так называемом Малом Римском Мартирологе, и более подробно сказание о нём представлено в книге «О праздниках апостолов» Адона, архиепископа Вьеннского (IX в.). Помимо уже известных фактов у Адона приводится предание, что Клеопа был убит иудеями в том же доме в Эммаусе, где ему явился Господь. Сказание Адона повторено под той же датой в Мартирологе Узуарда. В XIV в. в «Перечне святых» Петра Наталиса приводится мнение, что спутником Клеопы был апостол и евангелист Лука. Каролингский экзегет Гаймон Осерский в середине IX в., стремясь разобраться в генеалогии сродников Господа, приводит совершенно фантастическую версию, согласно которой Мария Клеопова была дочерью Клеопы, рождённой в браке с Анной (во втором с её стороны), матерью Пресвятой Богородицы. В одном из списков коптского Синаксаря под 1 хатора (28 октября) исследователи встречают память мученика Симона-Клеопы. Под этой же датой Клеопа упоминается в календаре коптского писателя Абу-ль-Баракаты (ум. в 1324 г.) и, по мнению исследователей, в ряде копто-арабских Минологиев при Евангелиях XIII–XIV вв. как «царь Клеопа», а под предыдущим числом – в календаре на каршуни из рукописи, который является вариантом копто-арабского Синаксаря, адаптированного сирийцами. Память Клеопы обозначена под 22 сахми (31 октября) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где также приводится предание, что именно на его свадьбе Господь совершил чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской. Исследователи полагают, что сложность представления об упомянутых в Евангелиях сродниках Господа по плоти привела отдельных авторов к ошибочному отождествлению Клеопы с его сыном, а других к обращению к фантастическим преданиям, в основе которых лежат, очевидно, не сохранившиеся до настоящего времени источники апокрифического происхождения. Наиболее достоверным исследователи считают предание о Клеопе, зафиксированное у Евсевия Кесарийского.



 
PR-CY.ru