КЛЕОПА

КЛЕОПА (I в.) – апостол от 70 (память 4 января – в Соборе апостолов от 70; память в Византийской церкви 29 октября и 30 июня – в Соборе всех апостолов). Клеопа был одним из двух учеников Спасителя, которым Господь явился после Своего воскресения (Лк. 24:18). Многие исследователи полагают, что его имя – сокращённый семитизированный вариант имени, означающего «прославленный отец», тем не менее, оно зафиксировано в форме Клеопас в надписи I в. из Берои в Македонии. По мнению исследователей, форма его имени Клеопас может являться эллинизированной формой арамейского имени. Имя Клеопы встречается в арамейской эпиграфике. Обычно это имя исследователи связывают с персонажем, который описательно упомянут в Ин. 19:25, где сказано, что при кресте Спасителя стояла Мария Клеопова – т.е., вероятно, жена Клеопы. Среди исследователей существуют разные мнения о том, подразумевалось ли в этих стихах одно лицо, или речь шла о разных людях. По мнению исследователей, упоминание имени одного из спутников в Евангелии от Луки может служить указанием на то, что в его основе лежит воспоминание самого Клеопы о встрече с воскресшим Господом, евангелисту важно было привести точное указание на авторство этого предания. Когда Клеопа и его спутник шли по дороге в Эммаус из Иерусалима и говорили о последних событиях, к ним приблизился воскресший Господь. Сначала они не узнали Иисуса Христа, Который стал истолковывать им ветхозаветные пророчества о Своём воскресении (Лк. 24:27). Придя в селение, они пригласили Господа остаться у них дома, потому что наступил вечер, и лишь после того, как «Он... благословил, преломил и подал им» хлеб, у них открылись глаза, и они узнали Его (Лк. 24:30, 31). Поведение Клеопы и его спутника в церковной экзегезе истолковывается в качестве назидательного примера: обрести веру и испытать живую встречу с Господом можно через гостеприимство и заботу о странниках, т.е. через исполнение заповеди о любви к ближнему. Иероним Стридонский в одном из писем отмечал, что через преломление хлеба Господь освятил дом Клеопы как первую церковь в Эммаусе. Большинство экзегетов древней церкви не стремились определить личность таинственного спутника Клеопы, но отдельные авторы высказывали разные мнения на этот счёт. Первая попытка идентифицировать неизвестного ученика принадлежит Оригену, который полагал, что с Клеопой по пути в Эммаус следовал Симеон. Это мнение разделял и Кирилл Александрийский. В связи с преданием о том, что Симеон был сыном Клеопы, эта идея представляется исследователям вполне логичной. Согласно Епифанию Кипрскому, спутником Клеопы был апостол Нафанаил. Точка зрения Оригена отражена в глоссе к Лк. 24:18 в библейском кодексе 949 г., Епифания – в кодексе IX в. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) приводит предание, согласно которому евангелист Лука и Клеопа встретились с Господом. В современных библейских исследованиях диапазон определения имени спутника Клеопы весьма широк: к уже известным личностям из трудов древних авторов добавляются апостол Пётр, диакон Филипп, Никодим или даже супруга Клеопы.

 



 
PR-CY.ru