КЛЕОПА - Страница 3

В анонимном списке апостолов, переведённом с сирийского языка на греческий не позднее VII в. и отражающем, по мнению исследователей, наиболее раннюю традицию, которая легла в основу каталога так называемого Псевдо-Епифания, о Клеопе говорится, что он с другими апостолами видел на пути в Эммаус Господа. Этот список представлен в двух рукописях: около 1024 г. и XII в. и, по мнению исследователей, отражает наиболее древнее предание о Клеопе, близкое к евангельскому свидетельству и не содержащее позднейшее неверное отождествление его с сыном Симеоном – вторым епископом Иерусалима, представленное в других списках. В сирийском варианте списка апостолов IX в., который происходит из рукописи монастыря св. Екатерины на Синае, Клеопа упомянут как брат Иосифа. Вариант этого списка апостолов отнесён в рукописи к авторству св. Ипполита Римского. В пространной редакции византийской хроники X в. (приписываемой Симеону Логофету) к информации о том, что Клеопа, будучи племянником Господа, видел Его после воскресения, добавлено, что он – сродник (исследователи полагают, что здесь имеется в виду шурин) Иосифа Обручника и впоследствии стал вторым епископом Иерусалима, а его жена Мария была сестрой Пресвятой Богородицы. В сирийском списке апостолов из рукописи 874 г. сообщается, что Клеопа, отец Симона, епископ Иерусалима, «был убит, когда учил в Лидде». В византийских синаксарях под 30 июня, в день празднования Собора всех апостолов, помещено посвящённое Клеопе отдельное краткое сказание. В нём Клеопа отождествляется с Симеоном, сыном Иосифа и братом Иакова, и указано, что он, как сродник Господа, происходил из колена Иудина. Также сообщается, что Клеопа прожил 120 лет и был вторым епископом Иерусалима. Римский император Домициан заставил Клеопу выпить яд змей, скорпионов и других смертоносных тварей, но тот остался невредим. Клеопа принял мученическую кончину в гонение императора Траяна, будучи распят на кресте. Помимо празднований в Соборах апостолов в Византии день памяти Клеопы отмечался 29 или 30 октября. Под 29 октября память Клеопы указана в Синаксаре Константинопольской церкви (XII в., архетип Х в.), в большинстве других синаксарей (без сказания) и в списках Типикона Великой церкви: Патмосском (IX–X вв.), из монастыря Честного Креста в Иерусалиме (XI в., архетип Х в.), Парижском (1063 г.) и Оксфордском (1329 г.). Под 30 октября память и двустишие Клеопе помещены в стишных синаксарях (например, Исторический музей, первая половина XIV в., XIV в.), а также в греческой печатной Минее (Венеция, 1592 г.) и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца, которые содержат сведения стишных синаксарей: «Клеопа, ещё прежде, чем взглянул на Тебя, Слове, уже славно наслаждается видом Твоим». Под 30 октября память Клеопы утвердилась в современном календаре греческих церквей. В Синайском канонарии IX–X вв. память Клеопы указана под 4 января.

 



 
PR-CY.ru