КИРИЛЛ II - Страница 5

У исследователей есть основание полагать, что после Собора Кирилл II вернулся на юг. Наречённого Новгородского архиепископа Климента (преемника скончавшегося в октябре 1273 г. епископа Далмата) в конце 1273 г. послали на поставление в Киев, откуда он вернулся в Новгород лишь в августе 1276 г. Причины задержки остаются для исследователей неясными. В Киеве же, по мнению исследователей, был хиротонисан и Владимирский епископ Феодор, преемник умершего в 1275 г. святителя Серапиона. Зимой 1279/1280 гг. Сарайский епископ Феогност (поставленный Кириллом II в 1269 г. вместо принявшего схиму Митрофана) вернулся из Константинополя, куда он ездил как посол митрополита и хана Менгу-Тимура. Этим временем исследователи датируют ещё один памятник древнерусского канонического права – ответы Константинопольского патриарха Иоанна XI Векка и патриаршего Синода на вопросы, заданные епископом Феогностом (как полагают исследователи, по поручению Кирилла II), которые касаются применения норм канонического права и богослужения. В Северо-Восточную Русь митрополит приехал в 1280 г. В Троицкой летописи (московский свод начала XV в.) говорится, что Кирилл II «отлучи от службы» Ростовского епископа Игнатия, поскольку тот через девять недель после смерти Ростовского князя Глеба Васильевича (Васильковича) приказал перенести его останки из кафедрального Успенского собора в ростовский Спасский на Песках монастырь. Далее сообщается, что митрополит наказал епископа за то, что тот осудил мертвеца «преже суда Божиа», а раньше, при жизни князя, пил и ел с ним, принимал от него дары. Позднее митрополит снял запрет по ходатайству Ростовского князя Дмитрия Борисовича. Иначе изложен тот же сюжет в памятниках ростовского летописания. Здесь говорится, что митрополит разгневался на епископа «по оклеветанью... и расмотрив, пакы благослови его» («Полное собрание русских летописей», том 1). В конце 1280 г. Кирилл II находился в Переяславле Залесском – столице княжества великого князя Владимирского Дмитрия Александровича, там же летописями отмечено пребывание епископов Климента Новгородского, Игнатия Ростовского и Феодора Владимирского. По гипотезе Я.Н. Щапова, в Переяславле состоялся Собор, на котором получила одобрение новая редакция «Кормчей», где тексты правил из «Древнеславянской Кормчей» были соединены с комментариями византийских юристов, заимствованными из «Кормчей Сербской редакции». Текст был дополнен новыми статьями, содержавшими ряд правил и поучений, памятники древнерусского канонического права, в их числе и соборные правила 1273 г. Древнейший сохранившийся список новой «Кормчей Русской редакции» был переписан в конце XIII в. в Новгороде «стяжаниемь» Новгородского архиепископа Климента (пергаменная Синодальная Кормчая Исторического музея, датировка которой остаётся дискуссионной: 1280–1291 гг.). Исследование так называемой Волынской Кормчей (сохранились копии текста, переписанного в 1286/1287 г. для Владимиро-Волынского князя Владимира (Иоанна) Васильковича) показало, что в этом памятнике отразился ранний этап работы над «Кормчей Русской редакции» (тексты из «Древнеславянской Кормчей» здесь соединены с византийскими комментариями XI–XII вв., включены решения Собора 1273 г., но отсутствуют многие статьи новгородского списка конца XIII в. и других сходных с ним списков). По мнению исследователей, во второй половине 1270 гг. в таком варианте Кирилл II рассылал новую редакцию «Кормчей книги» по епархиям юга Руси.

 



 
PR-CY.ru