КИРИЛЛ II - Страница 4

По мнению исследователей, с этой поездкой связан созыв церковного Собора, от которого сохранились постановления, включённые в «Кормчую Русской редакции». В преамбуле соборных решений говорится, что в Соборе участвовали Новгородский архиепископ Далмат, епископы Игнатий Ростовский, Феогност Сарайский и Симеон Полоцкий, которые съехались на поставление епископа Серапиона. Епископ Далмат скончался 21 октября 1273 г., а до этого серьёзно болел, следовательно, Собор состоялся раньше этой даты (в литературе Собор нередко ошибочно датируется 1274 г.). Большое внимание, уделённое в соборных постановлениях нарушениям в церковной жизни и сохранению языческих обычаев в «новгородских пределах», не оставляет сомнений в том, что Новгородский епископ активно участвовал в Соборе. По мнению Ярослава Николаевича Щапова, Собор состоялся в Киеве в 1273 г. Однако этому предположению противоречит состав участников Собора, на котором присутствовал Полоцкий епископ, и не было, кроме Сарайского (по мнению исследователей, митрополичьего викария), других епископов из южнорусских земель. Поэтому исследователям представляется более вероятным, что Собор состоялся во Владимире-на-Клязьме. Введение к решениям Собора составлено от имени Кирилла II. Как следует из преамбулы, участники Собора придавали особое значение своей работе. Пороки клириков и мирян стали одной из причин «Божьего гнева», обрушившегося на Русскую землю с нашествием монголов. Искоренение этих пороков должно было снискать для Руси милость Бога и способствовать её освобождению (последняя мысль была особенно ярко выражена в современных решениям Собора проповедях Серапиона). Одним из важных орудий для устранения зол, по мнению участников Собора, должна была стать новая «Кормчая», где правила были приведены с объяснениями, облегчающими их использование (они «ныне же облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатью Божиею ясно сияють, неведения тму отгоняюще, и все просвещающе светом разумным, и от грех избавляюще»). Наиболее важным делом участники Собора считали подготовку достойных священнослужителей. Епископы обязаны были тщательно проверять ставленников, за которых выступали поручителями их духовные отцы, семь священников и другие «добрые сведители». Таким путём церковная иерархия хотела устранить неприемлемую практику, когда светские патроны храмов стремились поставить в них священниками угодных себе людей, не обращая внимания на то, способны ли они к пастырской деятельности. Одновременно были приложены усилия для того, чтобы оградить ставленников и священников от притеснений со стороны вышестоящих духовных лиц. Кирилл II распорядился распространить на другие епархии практику, установленную в митрополичьей области, когда при поставлении следовало только дать клирошанам семь гривен «от поповьства и от дьяконства от обоего», очевидно, как плату за труды по обучению будущего священнослужителя. Резко осуждались попытки взимать какие-либо взносы в связи с созывом Соборов и попытки отлучать людей от церкви «скаредного деля прибытка». Отцы Собора уделили внимание правильному совершению церковных таинств, запретили крестить через обливание (по мнению исследователей, реакция на контакты с латинским миром на территории Юго-Западной Руси). Особой задачей духовенства должна была стать борьба с языческими обычаями, которые, по мнению отцов Собора, особенно прочно сохранялись в Новгородской земле. Таким образом, в тяжёлых условиях второй половины XIII в. Кирилл II представил обширный план улучшения жизни и положения Русской церкви и русского общества.

 



 
PR-CY.ru