КИРЕЕВСКИЙ Пётр Васильевич - Страница 3

В итоге он опубликовал лишь небольшую часть своей коллекции (71 песня из нескольких тысяч им собранных). Первыми были опубликованы «Русские народные стихи» с предисловием П.В. Киреевского («Чтения в  императорском Обществе истории и древностей Российских». 1848 г. №9), впоследствии получившие название духовных стихов. Это издание осуществилось при содействии Осипа Максимовича Бодянского, секретаря Общества истории и древностей российских при Московском унивверситете. В 1852 г. в первом выпуске «Московского сборника», издававшегося Иваном Сергеевичем Аксаковым, были напечатаны четыре текста, в том числе две былины. Последняя прижизненная публикация из «Собрания народных песен» появилась в «Русской беседе» с послесловием А.С. Хомякова в 1856 г. В примечании к песням, напечатанным в «Московском сборнике», П.В. Киреевский обращал внимание на немногочисленность исторических песен сравнительно с другими и объяснял это явление тем, что «именно тот слой народа, который шёл во главе исторического движения и потому естественно был ближайшим хранителем изустного исторического предания, с начала прошедшего века принял надолго направление, неблагоприятное для сохранения родных воспоминаний, а остальной народ, и до сих пор ещё не отвыкший петь народные песни, мог сохранить в памяти только немногие отпечатки главных эпох истории». Подобным же образом, по замечанию П.В. Киреевского, «не уцелело ни одной исторической песни» и в Польше. Вскоре после кончины П.В. Киреевского П.И. Якушкин, приступивший к разбору его бумаг, обнаружил пропажу «по крайней мере, двух или трёх стоп бумаги, исписанной песнями». Основная часть коллекции былин была введена в научный обиход в 1860–1870 гг. Обществом любителей российской словесности при Московском университете, издавшим десять выпусков «Песен, собранных П.В. Киреевским» («Старая серия»). Это издание, осуществлённое под редакцией Петра Алексеевича Бессонова, секретаря общества, встретило критику и даже осуждение некоторых русских учёных. Профессор Марк Константинович Азадовский считал, что былины и исторические песни, составившие содержание этих выпусков, «были буквально испорчены редактором». Другой особенностью десятитомника стало включение в него материалов, не имеющих отношения к собранию П.В. Киреевского. Подсчёт, проведённый Алексеем Дмитриевичем Соймоновым, показал, что коллекция былин П.В. Киреевского составляет в этом издании лишь треть всех текстов. Лирические песни из собрания П.В. Киреевского были изданы Обществом любителей российской словесности в 1911–1929 гг. («Новая серия» под редакцией Всеволода Фёдоровича Миллера и Михаила Несторовича Сперанского). Другие публикации песен из собрания П.В. Киреевского – «Песни, собранные писателями: Новые материалы из архива П.В. Киреевского» (1968 г.), «Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (1977 г., том 1), «Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи П.И. Якушкина» (1983–1986 гг.), «Собрание народных песен П.В. Киреевского» (1986 г.). В 1840 гг. П.В. Киреевский вместе с И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым и др. участвовал в спорах западников и славянофилов, проходивших в Москве в литературных салонах Елагиных, Свербеевых и др. Но, чрезвычайно скромный и требовательный к себе, П.В. Киреевский лишь однажды выступил в печати с изложением своих взглядов на историческое прошлое России («О древней русской истории. Письмо к М.П. Погодину», (1845 г.). Поводом для этого послужила статья М.П. Погодина «Параллель русской истории с историей западных европейских государств, относительно начала», опубликованная в «Москвитянине» (1845 г., №1).

 



 
PR-CY.ru