КИПРИАН, Старорусенков, Старорусенников - Страница 6

Об участии Киприана в приёме святыни свидетельствует также «Документальное» сказание о даре шаха Аббаса: Киприан вместе с патриархом и другими властями «того ковчежца осматривали», после чего «патриарх Филарет Никитичь Московский и всеа Русии… уложил с митрополитом Кипреяном Сарским и Подонским... и со всем освященным собором тое святыню свидетельствовати чюдесы». Имя Киприана сохранилось и в кратком пересказе «Документального» сказания. Исследователи полагают, что Киприан был автором «Документального» сказания и одним из составителей «Нового летописца». Варвара Гелиевна Вовина-Лебедева отмечает особую осведомлённость автора «Нового летописца» о судьбе Киприана: подробный, в самом выгодном свете рассказ о его поведении во время шведской оккупации Новгорода, хорошее знание сибирского периода жизни и пребывания на Крутицком подворье и в Новгороде на митрополии. Глава «О принесении срачицы Господни в царствующий град Москву» из книги В.Г. Вовиной «К вопросу о сибирских статьях “Нового летописца”» («Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России». Новосибирск, 1987 г.) где приведены известия о Киприане, написана на основе переработанного «Документального» сказания о даре шаха Аббаса. Поскольку «Новый летописец» был составлен в окружении патриарха Филарета близким к нему духовным лицом, предположение об участии Киприана в этой работе заслуживает внимания исследователей. Киприан занимался литературными трудами и в Новгороде. При нём были составлены Чиновник новгородского Софийского собора и описание новгородских святынь «О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божий, иже в Велицем Новеграде, и о Новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит» (этот текст В.Л. Янин датирует более ранним временем, чем Чиновник). Оба памятника отражают проведённую Киприаном локализацию древних погребений новгородского Софийского собора, связанную, по мнению В.Л. Янина, с упорядочением практики богослужения. В 1629 г. Киприан установил празднование обретения мощей Иоанна Новгородского. В 1634 г., как сообщает Новгородский хронограф XVII в., Киприан расспрашивал о чудесах от «Спасова образа, что на Павлове улицы на башни, что написан настенное писмо». Судя по тому, что вслед за этим сообщением в Хронографе помещено описание десяти чудес от иконы, Киприан не только расспрашивал о чудесах от святыни Славянского конца Торговой стороны, но и велел записывать свидетельства. Александр Владимирович Лаврентьев с именем Киприана связывает создание новгородского по происхождению легендарного сочинения о первых веках славянской истории – «Повести о Словене и Русе» (Лаврентьев А. В. «Летописный свод 1652 г. как источник для изучения русской средневековой повести XV–XVIII вв.»).



 
PR-CY.ru