КЕРАМИКА - Страница 5

В фасадных композициях на рубеже XVII и XVIII вв. снова появляются крупные составные иконы, прежде всего, с образами евангелистов – известны в декорации комплекса храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря; сохранились на главках придела во имя Трифона Амафунтского в московской церкви Успения Божьей Матери в Гончарах (1702 г.), в надвратной церкви во имя пророка Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря под Рязанью (1695–1698 гг.). О степени развития русской архитектурной керамики XVII в. исследователям позволяют судить музейные коллекции (наиболее систематическая принадлежит Московскому государственному объединённому музею-заповеднику, в том числе изразцы разрушенных в 1920–1930 гг. московских храмов. Со второй половины XVI в. в Московской Руси керамику используют как украшение интерьера, особо выделяются в домах облицованные изразцами печи. На рубеже XVI и XVII вв. складывается устойчивая система изображений, отличающаяся разнообразием: классические архитектурные и растительные мотивы, геометрические и сюжетные композиции (например, осада города, походы, охота), среди которых встречаются сцены на литературные сюжеты, в том числе с надписями (в основном, из «Александрии»). Не позднее второй половины XVII в. печные изразцы были широко распространены во многих русских городах (Псков и Великий Новгород, Великий Устюг, Ярославль, Нижний Новгород и Балахна, Казань), где сложились собственные школы, а также в Сибири. Долго сохранялись традиции производства изразцов и в крупных монастырях, например, в Воскресенском Новоиерусалимском, где в начале XVIII в. работали пленные шведские ремесленники, делавшие рельефные изразцы на сюжеты книги «Символы и емблемата»; производство изразцов в местной монастырской слободе сохраняло значение до середины ХIХ в. Наряду с лубком сюжетные изразцы как своеобразная народная энциклопедия имели просветительское значение. Сюжеты, техника, художественные особенности русской фасадной и печной керамики XVI–XVII вв. влияли на формирование русского национального стиля в архитектуре (в том числе церковной) и прикладном искусстве с середины XIX в. до начала ХХ в., включая эксперименты мастерской в имении Мамонтовых Абрамцево и работы Михаила Александровича Врубеля. Была продолжена и традиция изготовления иконостасов из керамики на заводе в селе Кузнецове (Конакове) Тверской губернии, первые заказы которого (1895 г.) предназначались для храмов в Санкт-Петербурге и для Новоафонского монастыря в Абхазии; сохранился иконостас в церкви Преображения Господня бывшего села Саввина под Москвой (ныне в черте города Железнодорожного). Художественная керамика разнообразно использовалась в советской монументальной пропаганде (например, архитектурные декорации и рельефы Московского метрополитена и высотных зданий). Возвращение к керамике в иконном творчестве актуально для современных мастеров, в том числе работающих по заказам церкви: иконы в иконостасы церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Толгской иконы Божьей Матери Высокопетровского монастыря в Москве (Георгий Васильевич Куприянов), церковь Святой Троицы на Каширском шоссе, Москва (Юрий Васильевич Волкотруб); собора Зачатьевского (Алексеевского) монастыря (А.Л. Удальцова); образы русских святых и виды известных монастырей России на иконах работы художника Александра Вячеславовича Климкова. В конце XX в. были воссозданы иконостасы из керамики в соборе Воздвижения Креста Господня верхотурского Свято-Николаевского монастыря.



 
PR-CY.ru