КЕРАМИКА - Страница 3

В производстве керамики возрождали забытые технологии и художественные приёмы, она служила важным средством их распространения и развития. Так, в керамике, происходящей из латинских государств крестоносцев, сплетались декоративные мотивы восточных культур с античной, византийской и западноевропейской орнаментикой: украшена амфора из франкских мастерских Антиохийского княжества в порту Святого Симеона (ныне Эль-Мина, Турция) – прочерченными фигурами животных, которые имеют человеческие головы (середина XIII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). На блюдах исламских мастеров появлялись образы христианских святых, например, монахов, и церковные сюжеты. Импорт мавританской и арабской посуды в Западную Европу привёл к расцвету глазурованной и расписной керамики в эпоху Возрождения. Такой строительный материал Древней Руси, как унаследованный от Византии плоский кирпич (плинфа), оказался важен не только для датировки зданий, но и для выделения локальных строительных традиций. Благодаря надписям, знакам и клеймам на кирпиче исследователи узнают имена мастеров, благочестивые обычаи жертвователей на церковь и её строителей. Традиция клеймения кирпича и черепицы восходит к античной культуре. Она была слабо развита в средневековой Византии, но, унаследованная древнерусскими строителями, получила широкое развитие; в XII – начале XIII вв. впитала западноевропейские элементы и послужила одним из источников маркировки кирпича на московских заводах середины XVII в. В Средние века в Средиземноморье, Западной Европе и на Руси продолжали использовать декоративную и облицовочную керамику, в основном, плитки для полов или (реже) фасадов зданий. Это было связано с возросшей потребностью в недорогой, несложной (в сравнении с мозаикой, облицовкой мрамором или цветными породами камня), но эффектной и прочной технике. Массовое производство керамики породило крупные мастерские (например, «преславская» керамика в Болгарии IX–X вв., из монастыря Патлейна, музей «Великий Преслав», Преслав). Позже фасадная керамика особенно широко распространилась в исламских странах Востока, но спорадически использовалась и в архитектуре Балкан средне- и поздневизантийского периода (например, в Несебыре, Болгария). Византийскую традицию художественной керамики (в том числе техника пластилажа) переняли на Руси. Единственный домонгольский пример использования цветных глазурованных плиток на фасадах – частично сохранившаяся церковь Бориса и Глеба (Коложская) в Гродно (XII в.), но, как полагают исследователи, подобного рода элементы были и на других храмах гродненской архитектурной традиции (церковь в Волковыске). Поливной керамикой были украшены полы в киевской Десятинной церкви (996 г.) и во многих храмах Киевской Руси (например, церковь в селе Белогородка); поливной плиткой выложено изображение павлина на омфалии в так называемой Михайловской церкви в Чернигове. Важное свидетельство знакомства с романо-готическим вариантом декорации полов – рельефные неглазурованные плитки, воспроизводящие распространённую в искусстве Европы архитектурную орнаментику (грифоны, хищные птицы и другие геральдические символы) из Галича. Поливные плитки пола являются главной особенностью первых каменных храмов Москвы XIV–XV вв.

 



 
PR-CY.ru