КЕРАМИКА - Страница 4

Развитие поливной керамики в послемонгольской Руси продолжалось в центрах, имевших активные связи с Западной Европой, со Средиземноморьем. На формирование фасадного убранства храмов и дворцов Московских великих князей повлияли терракотовые рельефные плиты и профильные архитектурные элементы, введённые в употребление мастерами, приглашёнными из Италии (с последней четверти XV в.). Они заменили ставшие к тому времени традиционными трёхрядные фризовые пояса из керамики в уровнях барабанов глав, алтарей и карниза стен (например, церковь Ризоположения в Московском Кремле, 1484–1485 гг.), а также в наиболее доступных обозрению местах (дверные проёмы собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, 1490 г.). В XV–XVI вв. в Пскове производились так называемые керамиды, рельефные погребальные плиты с зелёной поливой, на которых были эпитафии и иконные изображения в рамках-киотах; исследователи полагают, что керамические киоты были и на домашних иконах. В конце XV – XVI вв. фасадную керамику, в том числе поливную, использовали как для декоративной облицовки, например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного) в Москве (1555–1561 гг.), так и для изготовления крупных иконных композиций, таких как иконы в Борисоглебском соборе княжеского удела в Старице (1558–1561 гг., разобран в XVIII в., сохранился «Спас Нерукотворный» и «Распятие», ныне – Исторический музей). По мнению исследователей, подобные уникальные рельефы, как и керамические икона «Святой Георгий (Чудо Георгия о змие)» и две композиции «Распятие», сделанные в этот же период для Успенского собора в Дмитрове (1509–1512 гг.), были созданы в столичной, «государевой мастерской». Знакомством со средиземноморскими традициями, где глазурованные блюда (в основном, восточного происхождения) широко использовали в храмовой декорации, исследователи объясняют появление подобных изделий на фасадах некоторых византийских и русских церквей, например, храма Святой Троицы селе Хорошёва, Москва, 1596–1598 гг. Производство фасадной изразцовой керамики с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой (Литва, Белоруссия, Польша) и Западной Европы (Германия, возможно, Голландия). По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского монастыря и в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль. В технике цветного изразца исполнялись сложнейшие интерьерные и фасадные композиции, включавшие иконные мотивы (небесные силы, прежде всего, ангелы), изображения крестов и др.; надписи (церковно-учительные, памятные и «топографические»); символику, связанную с представлениями о рае (виноградная лоза, цветы и иные растительные мотивы, птицы). Наивысший расцвет изразца в Московском государстве приходится на вторую половину XVII в. Развитые фасадные композиции из рельефных полихромных (эмалевых) изразцов, в составе которых – сотни отдельных элементов (в том числе образующих сложные панно), целиком покрывают стены и архитектурные формы, отражающие влияние ордерной декорации в её барочном варианте. В их числе – палатная надстройка над св. вратами Московского подворья митрополитов Сарских и Подонских («Крутицкий теремок», архитектор Олег Дмитриевич Старцев, 1693–1694 гг.) и здание монетного двора (1697 г.).

 



 
PR-CY.ru