КВЕНШТЕДТ Иоганн Андреас - Страница 4

Содержание каждой из этих рубрик представители лютеранской ортодоксии «наполняли» по-разному. И.А. Квенштедт в этом вопросе был склонен к максимализму и включал в число «первостепенных фундаментальных статей» даже статью о перихоресисе – взаимопроникновении человеческой и божественной природ во Христе. Рассматривая, каким образом христианин усваивает «основание веры», И.А. Квенштедт учил, что в этом процессе присутствуют три стороны: субстанциальная, т.е. Сам Христос, как Тот, в Кого верят; органическая, т.е. проповедуемое Слово Божье, поскольку оно, обладая убедительностью, внушает неверующему веру и тем самым «организует» его разум, а потому, по И.А. Квенштедту, есть «начало и средство» веры; догматическая, т.е. Евангелие как текст, из которого христианин узнаёт содержание веры во всех необходимых деталях, как то начало, из которого познаётся теология. Таким образом, основание веры едино, но в душу человека вера проникает как минимум тремя путями. С изучением И.А. Квенштедтом библейских текстов связаны его сочинения «Похороны у древних, или Трактат о погребальных обрядах древних греков, римлян, евреев и христиан» («Sepultura veterum sire Tractatus de antiquis ritibus Sepulchralibus Graecorum, Romanorum, Judeaorum et Christianorum». Wittembergae, 1648 г.), «Вопросы теологии в связи с их отношением к Писанию как к исходному пункту» («Exercitationes theologicae in genere sacra Scriptura». Wittembergae, 1677 г.) и «Библейские древности» («Antiquitates biblicae et ecclesiasticae». Wittembergae, 1688 г.). Одной из наиболее удачных работ на тему пастырского богословия в лютеранстве исследователи считают «Пасторскую этику» И.А. Квенштедта («Ethica pastoralis et instructio cathedralis». Wittembergae, 1678 г.). В этой работе И.А. Квенштедт рекомендует по отношению к еретикам применять, скорее, мягкость (lenitas), нежели суровость (severitas), особенно когда речь идёт о вовлечённых в ересь «по простоте». Однако и ересиархи, по предположению И.А. Квенштедта, в большинстве своём искали истину, но заблуждались по слабости ума, связанной с человеческой греховностью. Поскольку в работах И.А. Квенштедта исследован широкий круг вопросов богословия, его называли «архивариусом», «протоколистом» (Schriftführer) и даже «бухгалтером» лютеранской ортодоксии. В XIX–XX вв. в среде консервативных лютеран США интерес к И.А. Квенштедту возродил Франц Пипер (1852–1931 гг.), который цитировал его в своих переводах на немецком и английском языках. Швейцарский теолог Карл Барт, критиковавший И.А. Квенштедта как кальвинист и приверженец апофатического богословия, тем не менее, активно цитировал его тексты и высоко ценил как союзника в борьбе против либеральной теологии.



 
PR-CY.ru