КВАСОВЫ

КВАСОВЫ – русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма.

Андрей Васильевич (не позднее начала 1820 гг. – не раньше 1778 г.) предположительно жил в Санкт-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при Иване Петровиче Давыдове и Иване Яковлевиче Бланке. В качестве помощника под началом архитектора Михаила Григорьевича Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации императрицы Елизаветы Петровны: вместе с И.Я. Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту М.Г. Земцова (1742 г., перестроена Дмитрием Васильевичем Ухтомским в камне в 1753–1757 гг.); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в начале 1740 гг. В начале июля 1743 г. определён императрицей Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту М.Г. Земцова. Императорским указом от 17 октября 1743 г., вскоре после кончины М.Г. Земцова, «за прилежность и полученное искусство» Андрей Васильевич был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Бартоломео Франческо Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения. Первые самостоятельные работы Андрея Васильевича связаны с Царским селом (с 1808 г. – Царское Село, ныне – Пушкин) – расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником М.Г. Земцова в Царском селе был Джузеппе Трезини, а с мая 1745 г. – Савва Иванович Чевакинский, с которым Андрей Васильевич трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Надежды Петровны Новаковской, работы М.Г. Земцова, Андрея Васильевича и С.И. Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников. Проект дворца, который приписывают Андрею Васильевичу, известен исследователям по деревянной модели (Государственный музей-заповедник «Царское Село»). Основные черты его композиции (центральный объём, соединённый галереями с двумя флигелями, на одной линии с которыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек) были сохранены при перестройках, осуществлённых в 1752–1756 гг. по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли при участии С.И. Чевакинского. Н.П. Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца Андрею Васильевичу. Андрей Васильевич участвовал также в сооружении путевого дворца императрицы Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина на Неве (1744–1747 гг., на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного монастыря. В связи с предполагавшимся посещением Малороссии императрицей в начале зимы 1742/1743 гг. Андрей Васильевич первый раз был вызван туда графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. По заказу фаворита императрицы архитектор спроектировал и начал строительство обширного, богато отделанного дворца к югу от города Козельца Черниговской губернии, в пойме на левом берегу реки Остёр (ныне село Алексеевщина, не сохранился). Небольшой дворцово-парковый ансамбль был спроектирован в традициях первой половины XVIII в. Главный дом располагался на центральной оси парка и удачно сочетался с окружающим ландшафтом и сложившейся застройкой. Дворец предназначался для приезда императрицы, в дальнейшем там предполагалось устроить резиденцию А.Г. Разумовского.

 



 
PR-CY.ru