КАЮЩИЕСЯ - Страница 3

На смертном одре кающиеся допускаются до причастия, но в древности, если они выздоравливали после причащения Святых Таин, то возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью болезнь. Дисциплина церковного покаяния пришла на Русь из Византии. До эпохи императора Петра Великого полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли, сообразуясь с канонами, налагать епитимии. В то же время епитимии могли налагаться и священниками на основании тайной исповеди грехов. Публичную епитимию в Древней Руси грешники часто проходили в монастыре, под началом «доброго и крепкожительного старца» или старицы. Такое пребывание в монастыре в древнерусских памятниках именуется смирением. Находящихся под епитимией направляли на тяжёлые работы, в случаях особо тяжких грехов их сажали на цепь, заковывали в кандалы. Публичное покаяние могло налагаться и на самых высокопоставленных особ: известно, что царь Иван IV Васильевич Грозный после вступления в четвёртый брак находился под публичной епитимией. Согласно «Духовному регламенту», малое отлучение должно было состоять во временном удалении от участия в храмовой молитве, в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Таин. Малое отлучение мог налагать епархиальный архиерей за «великий и явный грех». Епископ должен через духовника или лично увещевать бесчинника принести публичное покаяние; в случае же ослушания он без особой торжественности (это специально оговаривалось в «Духовном регламенте») подвергает его отлучению, написав вину его «на малой хартинке». В синодальную эпоху малое отлучение обыкновенно назначалось вместе с уголовной карой или как единственное наказание преступника в тех случаях, которые были предусмотрены Уложением о наказаниях. Церковное покаяние осуждённые проходили либо в приходских церквах, либо в монастырях. В настоящее время в православной церкви лишь в исключительных случаях применяется отлучение кающихся от причащения. Таким образом, «кающихся» в каноническом и техническом значении этого термина, т.е. находящихся под епитимией, покидающих храм после чтения Евангелия или после возгласа «Оглашенные, изыдите», в современной церковной жизни практически нет, но всякий христианин призывается к покаянию в своих грехах, так что в духовном, аскетическом смысле кающимися являются все сознательные христиане.



 
PR-CY.ru