КАЮЩИЕСЯ - Страница 2

Принадлежавшие к третьей ступени именовались припадающими, или коленопреклонёнными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. Находившиеся на четвёртой ступени «купно стоящие», т.е. стоящие вместе с верными, могли оставаться в храме до конца Божественной литургии, но не причащались и не приносили жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, кающиеся принимались в церковное общение и допускались к причастию. В конце IV в. покаянная практика подверглась существенным изменениям: «Публичное покаяние на Востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в Восточной Церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника». Дисциплина епитимийных прещений начала смягчаться после издания Миланского эдикта (313 г.) в связи с прекращением гонения на церковь. Число христиан со временем многократно увеличилось, и в их жизни тяжёлые грехопадения уже не были исключительно редким явлением. Продолжительность покаяния постепенно сокращалась, но вместо этого от кающихся требовалось совершение особых подвигов: усиленного поста, поклонов, благотворительности. Иногда кающихся отправляли в монастыри, где они должны были принимать участие в монастырских работах. В дисциплинарных правилах Василия Великого сохраняется разделение кающихся на четвре ступени, причём сроки пребывания на каждой из этих ступеней различны в зависимости от тяжести совершённого греха. Так, приводится порядок принятия в церковь повинного в кровосмешении: «Пришедши же в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нём усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трёхлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений, да изгоняется же из Церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. И таким образом, когда покажет плоды, достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения святынь». В дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния могли сокращаться или увеличиваться в зависимости от состояния души кающегося: «Во всяком же роде преступления, прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием». Назначающий епитимию должен «рассматривати расположение согрешившего и наблюдати, к здравию ли он направляется, или напротив»; кающихся не следует «ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к разслаблению жизни и к небрежению».

 



 
PR-CY.ru