КАЮЩИЕСЯ

КАЮЩИЕСЯ – в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении – термин из области покаянной дисциплины, которым обозначаются христиане, находящиеся под епитимией. Епитимийная практика с длительными сроками отлучения от причастия – это черта церковной жизни первых столетий христианской истории. Дисциплинарные каноны, относящиеся по времени их происхождения к эпохам гонений и Вселенских соборов, предусматривают разные сроки отлучения в зависимости от тяжести содеянных грехов. Епитимия в Древней церкви была сопряжена с публичным покаянием и налагалась исключительно епископом: «Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов; пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время неотложной нужды, в отсутствии епископа». Практика тайной исповеди и наложения епитимии духовником из числа пресвитеров, принимающим исповедь, с тайным же исполнением епитимии распространилась в церкви позже, не раньше середины I тыс. Однако уже в IV в. делалось исключение для жён, виновных в супружеской неверности, поскольку при публичном покаянии их жизнь могла бы находиться под угрозой: «Жён, прелюбодействовавших и исповедавшихся в том по благочестию или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явными творити, да не подадим причины к смерти обличённых: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния». Церковь призывает согрешивших к покаянию, после которого она готова принять их в своё лоно: «Аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся». В III в. в церкви сложился порядок принятия в церковное общение кающегося грешника, подобный тому, как принимались в церковь вновь уверовавшие, проходившие через степень оглашаемых: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин». Таким образом существовало четыре ступени покаяния, которые должен был последовательно пройти кающийся грешник. Находящиеся на первой ступени именовались плачущими, или обуреваемыми. Они стояли вне церкви и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, умоляли входивших в храм помолиться о них. Вторая ступень – слушающие, т.е. те, кто слушали Священное Писание и проповедь, стоя в притворе, а затем покидали храм вместе с оглашенными.

 



 
PR-CY.ru