КАЭТАН ТИЕНСКИЙ

КАЭТАН ТИЕНСКИЙ (1480–1547 гг.) – деятель Контрреформации в Италии, основатель Ордена театинцев, святой католической церкви (память 7 августа). Младший сын виченцского кондотьера Гаспара де Тиене и графини Марии ди Баттисты да Порто. Потеряв в возрасте двух лет отца, воспитывался матерью, терциаркой доминиканского монастыря св. Венца (Санта-Корона) в Виченце. Учился в Падуанском университете; в 1504 г. получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroquе jure). В том же году стал клириком, приняв тонзуру от Пьетро Дандоло, епископа Виченцы. В 1505 г. на принадлежавшей семье земле в Рампаццо (близ Виченцы) основал церковь во имя св. Марии Магдалины. В начале 1507 г. приехал в Рим. Около 1508 г. при поддержке знатного генуэзца Джованни Баттисты Паллавичино, епископа Кавайона (с 1517 г. – кардинал), Каэтан Тиенский приобрёл должность апостольского протонотария в Римской курии, ведал папской корреспонденцией. Осенью 1508 г. папа Римский Юлий II даровал ему в качестве бенефициев приходы Пресвятой Девы Марии в Мало и Брессанвидо. В 1509 г. участвовал в переговорах с целью примирить власти Венецианской республики и папу Римского (в 1508 г. папа был одним из организаторов Камбрейской лиги, действовавшей против Венеции). В 1515 г. папа Римский Лев X передал Каэтану Тиенскому на шесть месяцев в качестве комменды монастырь св. Колумбана в Бьяндрате, несколько позднее предоставил ему каноническую диспенсацию, и в течение трёх дней (27–30 сентября 1516 г.) Каэтан Тиенский был последовательно посвящён в субдиакона, во диакона и рукоположён во пресвитера; первую мессу он отслужил в церкви Санта-Мария-Маджоре на Богоявление (6 января). В 1515–1517 гг. Каэтан Тиенский принимал активное участие в деятельности оратория (от «orare» – «молиться») Божественной любви, сложившегося при римской церкви святых Сильвестра и Доротеи в Трастевере. В конце XV – начале XVI вв. такие оратории стали появляться в Италии (в Генуе в 1497 г., в Риме около 1515 г., в Неаполе в 1517 г.); это были добровольные объединения клириков и мирян, которые выступали за проведение реформы католической церкви путём возрождения молитвенных практик, в том числе совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся. Членам оратория (их число не должно было превышать сорок человек, из них только четверо могли иметь сан священника) по утрам надлежало читать обычные молитвы, затем семь раз «Pater noster» и «Ave Maria», по понедельникам поминать усопших членов оратория пятикратным повторением этих молитв, еженедельно, а также по церковным праздникам собираться для совместных молитв и участия в богослужении; рекомендовалось раз в неделю соблюдать пост, ежемесячно исповедоваться и регулярно причащаться.

 



 
PR-CY.ru