КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 41

После массового перехода униатов в православие на рубеже XVIII и XIX вв. в церковной жизни региона (как и в других западнорусских губерниях) сохранились многие униатские обычаи и традиции. Среди них – традиция проводить раз в год «отпуст» в честь местночтимой иконы, сопровождаемый елеопомазанием, крестным ходом и «отпустовой исповедью» (в униатский период «отпусты» ассоциировались с массовым отпущением грехов). Был обычай жертвовать «вотумы» (подвески) или «офирки» (драгоценные предметы для украшения иконы) к местночтимым иконам. Перед иконами пели униатские религиозные гимны, большая часть которых приведена в «Богогласнике» (Почаев, 1790–1791 гг.; например, песнь к Тывровской, Барской иконам Божьей Матери). К иконам и другим святыням проводились «прощи», или «подзенькованя». Хотя в синодальный период обрядовая сторона этих традиций изменилась, названия сохранялись. В «Подольских епархиальных ведомостях» публиковались призывы к пастырям с пониманием относиться к народным обычаям. В 1896 г. в Подольской епархии почиталось значительное число чудотворных икон: семь икон – в Каменец-Подольском уезде, 13 – в Балтском, десять – в Брацлавском, 14 – в Винницком, семь – в Гайсинском, десять – в Летичевском, 16 – в Литинском, 13 – в Могилёвском, восемь – в Ольгопольском, 14 – в Проскуровском, 16 – в Ушицком, шесть икон – в Ямпольском уезде. Наиболее почитаемыми были Барская икона Божьей Матери (почитание подтверждено в 1756 г. униатским епископом Леоном Шептицким), Коржовецкая, Браиловская Почаевская, Браиловская Ченстоховская, Рожецкая, Бершадская иконы Божьей Матери и др. В границах современной Каменец-Подольской и Городокской епархии исследователям известны чтимые образы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца в Каменце, чудотворная икона Распятия Спасителя в селе Голосков (была признана чудотворной униатскими епископами в 1768 и 1789 гг.), икона Божьей Матери в селе Криничаны (происходит из упразднённой церкви в Смотриче), икона Спасителя, трижды посеченная турками в 1676 г., в Георгиевской церкви в Сатанове, чудотворный список Почаевской иконы Божьей Матери в Преображенской церкви местечка Черноостров (Чёрный Остров; из упразднённого Черноостровского монастыря), образ святителя Николая в Польном Олексинце (ныне Польный Алексинец; известен с XVIII в.), икона Божьей Матери 1634 г. из села Глядки. В приходской церкви в Бакоте особым почитанием пользовалась икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», найденная в 1889–1891 гг. В Крестовоздвиженской церкви в селе Малиевцы хранились иконы св. Иоанна Крестителя и преподобного Онуфрия из упразднённого Малиевецкого монастыря. В селе Студеница почиталась икона Божьей Матери из бывшего Студеницкого Успенского монастыря. Исследователям известны также образы Успения Богоматери из Грановского монастыря, святителя Николая в Никольской церкви в селе Голодьки Литинского уезда (почитался с 1705 г. как чудотворный в бывшем Голодьковском монастыре), иконы Богоматери из Никольской церкви в городе Тыврове (признана чудотворной в 1742 г.), Успения Богоматери из Успенской церкви в городе Бар, иконы Богоматери из села Дьяковцы Литинского уезда (известна с 1738 г.), святителя Николая из села Копиевка Брацлавского уезда (признана чудотворной в 1789 г.), образ святителя Николая из села Стена Ямпольского уезда. В Георгиевской церкви в Могилёве-Подольском, которая до 1793 г. была греческой и подчинялась Константинопольскому патриархату, до 1917 г. хранился большой мощевик с частицами мощей многих святых. Популярным местом паломничества в Подолье до 1920 гг. были св. источники, связанные с явлениями чудотворных икон: в селе Соколец Ушицкого уезда, в селе Уладовка Винницкого уезда, в местечке Тарноруда Проскуровского уезда, в селе СлободкаШелеховская Летичевского уезда, в селе Залучье Каменецкого уезда. В начале XIX в. сложился обычай совершать в течение нескольких дней крестный ход из Каменца-Подольского в Успенскую Почаевскую лавру. В конце 1990 гг. традиция была возобновлена.

 



 
PR-CY.ru