КАССИЯ - Страница 2

Как имя, так и особенности личности корреспондентки Феодора полностью совпадают с образом автора эпиграмм и песнопений, дошедших под именем Кассии, а также и с рассказом Симеона Логофета, за одним исключением: эта Кассия не могла принимать участие в смотринах невест для императора-иконоборца, поскольку, в частности, была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию. Учитывая приведённые аргументы в пользу литературно-фиктивного характера информации об эпизоде с Кассией и императором Феофилом, тождество кандидатиссы Кассии и поэтессы-гимнографа Кассии исследователям представляется гораздо более вероятным, чем существование в одно и то же время в Византии двух знатных, образованных и литературно одарённых женщин с одним и тем же именем, других носительниц которого не зафиксировано. Под именем Кассии сохранились одностишные сентенции («гномы») и ямбические эпиграммы, язвительно высмеивающие человеческие пороки, особенно глупость и невежество. История, рассказанная в хронике Симеона Логофета, породила множество беллетристических произведений, посвящённых Кассии, прежде всего, на новогреческом, но также и на русском языке. В «Византийском Эортологионе» Мануил Гедеон сообщил, что жители острова Касос называли Кассию своей соотечественницей и чтили её как преподобную под именем Кассиания. Одни исследователи считают, что речь идёт о легендарной фигуре, другие – что реальная подвижница Кассиания была впоследствии отождествлена с Кассией, а третьи – что созвучие имени и названия острова повлияло на создание предания. На острове существовал древний храм Кассии, её память отмечалась 7 сентября. По местному преданию, Кассия не только родилась, но и скончалась на Касосе. Мраморный саркофаг во дворе церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Панайя (которая, по мнению исследователей, была построена на месте византийского храма) считается гробницей Кассии. Рядом сохранились византийская мозаика и плита с изображением креста и датой – 890 г. Позднее мощи Кассии были перевезены на остров Икария. Точное время их перенесения исследователям неизвестно: немецкий археолог Л. Росс в 1843 г. писал, что они были увезены с Касоса критским монахом много лет назад. Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 г. в Александрии службу в честь Кассии, которую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя Кассии было внесено в календарь Александрийской православной церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец Кассии, Фемистокл, был придворным императора Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по её молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин Кассия удалилась в монастырь. Однажды император Феофил решил посетить её в келье. В это время Кассия составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»).

 



 
PR-CY.ru