КАССИЯ

КАССИЯ (около 800 – 805 гг. – до 867 г.) – игуменья, византийская поэтесса, гимнограф, преподобная (память в Греческой церкви 7 сентября). Согласно легенде, передаваемой византийским хронистом X в. Симеоном Логофетом, Кассия среди прочих знатных девушек участвовала в так называемых царских смотринах, устроенных для императора Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 г. (последнюю датировку женитьбы Феофила исследователи считают более вероятной). Император должен был вручить своей избраннице золотое яблоко. Подойдя к Кассии, которая поразила его красотой, он сказал: «Чрез женщину излилось (в мир) зло», подразумевая праматерь Еву. Девушка ответила: «Но чрез женщину проистекает и высшее», подразумевая Пресвятую Богородицу. Уязвлённый тем, что ему осмелились возразить, к тому же продемонстрировав учёность, равную императорской, Феофил отдал яблоко другой девушке, Феодоре. Кассия после этого приняла монашество, стала игуменьей основанного ею монастыря в Константинополе и прославилась как сочинительница церковных песнопений. Историчность царских смотрин в науке оспаривается, в частности, из-за очень близкой параллели с Житием игуменьи Хрисовалантского монастыря Ирины, будто бы тоже участвовавшей в подобной церемонии, устроенной для императора Михаила III. Эту информацию исследователи считают заведомо вымышленной. Диалог между Феофилом и Кассие представляет собой литературную конструкцию, где цитата из Гомилии на Благовещение Пресвятой Богородицы искусственно разбита на две реплики, которые автор с помощью вводных союзов старается представить в виде экспромта. Основание Кассией монастыря в Константинополе засвидетельствовано в сборнике «Patria Constantinopolis». Об этой обители исследователям известно только, что она, вероятно, находилась недалеко от монастыря преподобного Дия в долине реки Ликос, ныне полностью исчезнувшей, и потому восстановить местонахождение обители исследователям невозможно. В «Палатинской Антологии» сохранилась следующая ямбическая эпиграмма, относящаяся, как полагают исследователи, к той же Кассии: «Ты видишь лик целомудренной Кассии // Пусть она умерла, но добродетели проявляют // Душевную красоту больше, чем телесную». К некой кандидатиссе Кассии обращены три письма Феодора Студита. На основании текста исследователи сообщают, что в 816–818 гг. это была юная девушка из знатной семьи, получившая хорошее образование и прекрасно владевшая литературным языком, с детских лет стремившаяся стать монахиней. Фраза Феодора: «Речь – твоё украшение, прекраснее всякого преходящего благолепия», по мнению исследователей, содержит намёк на привлекательную внешность Кассии (ср. надгробную эпиграмму). Когда между Кассией и Феодором случилась размолвка, Кассия написала ему письмо, выдержанное, насколько исследователи могут судить, в манере самого игумена – «то как бы со смирением, то с нападками на наше ничтожество».

 



 
PR-CY.ru