КАЦХИ, Мацховари - Страница 5

По мнению Н.П. Кондакова, вероятно, имелся в виду Давид Абашидзе (XVIII в.), сын Зураба, что позволило бы в таком случае датировать икону временем его жизнедеятельности. Однако учёный не исключает, что икона была создана раньше и как родовая реликвия помещена в церковь после того, как Кацхи стал владением рода Абашидзе. На окладе второй иконы, «малого объёма и довольно грубой работы», была выгравирована надпись, в которой упоминалась заказчица оклада Марех Мхецидзе, ходатайствующая о «долгоденствии Георгия Абашидзе». В Кацхи хранилась также позолоченная икона великомученика Георгия, пожертвованная сыном Липарита Багваши Иване. Кацхский чеканный предалтарный крест (213х106,6 см; негной, оклад – позолоченное серебро; XI в.; Государственный музей искусства Грузии) имеет рельефное Распятие в перекрестье и 14 медальонов с изображением Страстей Господних и святых. На златочеканном выносном кресте (XI–XII вв.) с медальоном Пресвятой Богородицы на обратной стороне вычеканена надпись: «Крест сей Кацхской церкви во имя Святой Троицы украсила я, дочь Арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе, Тинатин, в иночестве Феона... 1709». От другого креста ко времени Н.П. Кондакова сохранился только чеканный киот, в надписи на лицевой стороне которого упомянута «дочь Елена». На обратной стороне вычеканена обширная надпись, принадлежавшая «невестке дома атабегов» Дедис-имеди. В тексте упомянуты дед жертвовательницы царь Картли Константин II (1478–1505 гг.), её отец царь Имерети Баграт III (1510–1565 гг.) и его супруга Елена, супруг Дедис-имеди атабег Кайхосро II (ум. в 1575 г.), их дети Кваркваре, Мзечабук, Твалшвениери, Иване и Тамар, а также её братья Ерекле, Шота, Иотам, Ионатан и Тевдоре. По мнению Н.П. Кондакова и Д.З. Бакрадзе, то, что в надписи не упомянуты ещё двое детей Дедис-имеди – близнецы Басили и Бека, позволяет датировать оклад периодом до их рождения (1564 г.). Моление Дедис-имеди об освобождении братьев «от рук агарян» даёт исследователям возможность предположить, что речь идёт о взятом в плен персами в 1560 г. в Ширазе брате Дедис-имеди с семейством. В Кацхи хранились пергаменное Четвероевангелие, переписанное в 1059 г. и содержащее перевод сочинения Евфимия Святогорца, и Евангелие от Матфея, пожертвованное Липаритом Багваши. Н.П. Кондаков описывает ещё три наиболее значимые рукописи, находившиеся в Кацхи в середине XIX в. Миниатюрное Четвероевангелие (45х33 мм) было написано нусхури на бумаге. В конце Евангелия от Луки указано имя писца: протоиерей царского дома Иоаким, сын Давида. Четвероевангелие в «сребропозлащённом» окладе с рельефными ликами было создано в начале 1720 гг. В записи в конце книги, сделанной письмом мхедрули, говорится о том, что царь Картли Вахтанг VI, 10 октября 1723 г. потерявший в сражении с турками и лезгинами Свимона Абашидзе, «за брата нашего нами признаваемого... убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе», пожертвовал Кацхи, родовой церкви Абашидзе, «сие святое, нами украшенное Евангелие». Запись была скреплена собственноручной подписью царя. Также Н.П. Кондаков упоминает литургический сборник гулани, переписанный по приказу царя Георгия VI Абашидзе, и приводит некоторые приписки исторического характера, сделанные в рукописи.



 
PR-CY.ru