КАЦХИ, Мацховари - Страница 4

Исследователи предполагают, что она могла быть супругой либо Липарита II Багваши (сына Рати Багваши; ум. в 1048 г.), либо его сына Иване Багваши. Галерея органически связана с церковной постройкой. Южная часть обхода имела три широкие арки (застроены) и представляла собой галерею; в северо-восточной части обхода была устроена часовня во имя св. Архангелов. Церковь имеет входы с запада, северо-запада и юго-запада. Они оформлены в галерее порталами и завершены тимпанами, полукружия которых украшены орнаментом. В каждой из 12 граней барабана прорезано по одному довольно высокому окну, они являются основными источниками освещения храма. Три окна расположено в восточной апсиде церкви, по одному – в пяти гранях стен храма, маленькие окна прорезаны в диаконнике, жертвеннике и южном помещении. Внутреннее пространство храма едино. Центральное пространство, к которому примыкают радиально расположенные апсидные пазухи, завершается высоким куполом. Барабан купола посредством двух рядов плоских тромпов соединяется с шестигранной опорой, в которой сходятся завершения апсидных рукавов и арки конхи; пять дополнительных помещений не воспринимаются в общем пространстве храма. В Кацхи использовано несколько видов перекрытия: сферические, цилиндрические и звездчатые своды. Стены были отделаны чисто высеченным камнем, позднее Кацхи была оштукатурена, отделка не видна. В Кацхи украшены резьбой фасады, внешние порталы и внутренние входы в храм, окна, карнизы галереи. В XIX в., после реставрации Кацхи, часть рельефов была утрачена. Особенно исследователи отмечают рельефы «Вознесение Креста ангелами» на тимпане южного входа и в южной части галереи, значительные образцы грузинской средневековой пластики. Среди святынь Кацхи наиболее известны Кацхская икона Спасителя (середина XI в.) и Кацхский выносной предалтарный крест (XI в.), хранящиеся в Государственном музее искусства Грузии. Остальные святыни Кацхи описаны в конце XIX в. Н.П. Кондаковым и Д.З. Бакрадзе. Живописная икона Спасителя (93,4х71 см; Государственный музей истории Грузии) в златочеканном окладе с тремя сапфирами по нимбу признана памятником древнегрузинского искусства. На иконе есть надпись, в которой упоминается «эристав эриставов Ках...». Н.П. Кондаков, осуществивший палеографический анализ надписи на этой иконе и надписи на аналогичной иконе Спасителя из монастыря Никорцминда, пришёл к мнению об их идентичности, речь идёт о сыне эристава эриставов Рати (очевидно, Багваши) Кахабере (в монашестве Кирилл), что позволяет исследователям датировать икону приблизительно серединой XI в. К иконе был прикреплён небольшой эмалевый крест (около 11х6,6 см) – с точки зрения Н.П. Кондакова, византийской работы. От Распятия уцелела кисть правой руки Спасителя. На концах креста три медальона с поясным изображением святых (четвёртый утрачен). Н.П. Кондаков описывает также две иконы Пресвятой Богородицы из Кацхи, связанные с родом князей Абашидзе. Одна, «небольшая», с поясным изображением Пресвятой Богородицы, имела «сребропозлащённый» оклад со вставками из драгоценных камней и жемчуга, а также с рельефными медальонами святых. На окладе была выгравирована надпись, в которой упоминались Давид Абашидзе и его супруга Нестан-Дареджан.

 



 
PR-CY.ru