КАЦХИ, Мацховари - Страница 2

Храм был изучен и описан. В этот период он имел четыре посвящения: Вознесению Господню, Николаю Чудотворцу, архангелу Михаилу, Рождеству Пресвятой Богородицы. В 1853–1854 гг. церковь была восстановлена, при ней в юрисдикции Имеретинской епархии Грузинского экзархата РПЦ был возобновлён мужской монастырь, освящённый в честь Вознесения Господня. По благословению епископа Имеретинского Евфимия (Цулукидзе) владелец Кацхи, дед известного критика Киты (Ивана) Георгиевича Абашидзе, обратился за помощью к своему родственнику, санджак-беку Батуми И. Абашидзе. Он прислал из Сарпи мастеров по камню – трёх братьев Дурмиш, выполнивших реставрационные работы. Сведения об этом сохранились в надписи, сделанной на греческом языке в 1854 г. на восточной грани барабана. Один из братьев (И. Дурмиш) принял в Кацхи крещение, женился на дочери настоятеля близлежащей церкви во имя св. Архангелов и остался в Имерети. Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажён: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценён современниками. Грузинский писатель и государственный деятель Георгий Ефимович Церетели назвал его варварством. В последней четверти XIX в. Кацхи и его святыни привлекли внимание грузинского историка Дмитрия Захарьевича Бакрадзе и искусствоведа Никодима Павловича Кондакова. Во время секуляризации церковных земель во второй половине XIX в. бóльшая часть имений Кацхи была введена в казну, во владении монастыря оставалось 10 десятин. Обитель пришла в упадок. По сведениям протоиерея С.Н. Булгакова и Л.И. Денисова, в начале XX в. Кацхи имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. епископ Имеретинский Леонид (Окропиридзе, впоследствии католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии Кацхи и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель Кацхи иеромонах Вениамин (Берекашвили), два монаха и послушник. В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/1924 г. монастырь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды Кацхи, здание церкви как памятник культуры было взято под охрану государства. В 1990 г. по инициативе митрополита Маргветского Константина (Меликидзе) и протоиерея Амирана Модебадзе (настоятель Кацхи с 1990 г.) в Кацхи было возобновлено богослужение, храм освящён в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, который является потомком И. Абашидзе. В настоящее время в Кацхи строится новый монастырский комплекс. Настоятели Кацхи: архимандрит Мелхиседек (Мачавариани; около 1677 г.), архимандрит Нектарий (Абашидзе; первая половина XVIII в.), католикос-патриарх Восточной Грузии Виссарион (Эристави; 1740 гг.), архимандрит Симеон (Копадзе; 1750–1770 гг.), архимандрит Тетенос (Чачашвили; 1770–1790 гг.), архимандрит Пётр (1797–1823 гг.), игумен Порфирий (Церетели; 1823–1825 гг.), игумен Евфимий (Цулукидзе; 11 мая 1825 г. – 6 декабря 1841 г., впоследствии епископ Гурийский), игумен Анфим (Масхарашвили; 24 июля 1846 г. – 15 октября 1849 г.), игумен Николай (Нижарадзе; 26 ноября 1849 г. – 26 марта 1853 г., 30 июня 1860 г. – 20 июня 1865 г.), игумен Иосиф (Бакрадзе; 26 марта 1853 г. – июнь 1860 г.), иеромонах Герасим (1865 г.), игумен Серапион (Чикваидзе; 1865 г. – 25 мая 1872 г.), игумен Никифор (Канделаки; 11 июня 1872 г. – 7 мая 1892 г.), иеромонах Иларион (Капанадзе; май 1892 г. – июль 1898 г.), игумен Григорий (Чхаидзе; 9 августа 1898 г. – 27 ноября 1903 г.), иеромонах Вениамин (Берекашвили; 4 декабря 1903 г. – 23 мая 1909 г.), игумен Лаврентий (Метревели; 27 мая 1909 г. – октября 1918 г.), игумен Иларион (Блиадзе; 1919–1921 гг.).

 



 
PR-CY.ru