КАРЛ ЛЫСЫЙ - Страница 11

Образ идеального правителя получил отражение в рукописях, выполненных по указанию Карла Лысого. Среди предполагаемых портретов императора самым достоверным исследователи считают изображение в Псалтири Карла Лысого, созданной писцом Лиутхардом около 870 г. Карл Лысый, седой человек с длинными усами и отстранённым взглядом, представлен восседающим на престоле под роскошной сенью, со скипетром и державой в руках; его осеняет благословляющая Божья десница. В надписи на пурпурном фоне Карл Лысый уподобляется царю Иосии и императору Феодосию I Великому. Наличие благословляющей десницы, указывающее на божественное происхождение власти правителя, а также аллегорические изображения изобилия и процветания характерны для большинства изображений Карла Лысого. В «Сакраментарии» Карла Лысого из Меца он представлен юным правителем, увенчанным свыше, рядом с ним стоят два святителя, скорее всего, как полагают исследователи, папы Геласий I и Григорий I Великий, которые считались создателями римской литургии. На миниатюрах так называемой Первой Библии Карла Лысого, Третьей Библии Карла Лысого и «Золотого кодекса» из аббатства св. Эммерама в Регенсбурге император восседает на престоле в окружении духовенства, вооружённых вассалов или придворных; фигуры ангелов или святых в верхнем регистре указывают на Божье благоволение и, как полагают исследователи, на ответственность государя за подданных перед Богом. Тема смирения правителя и жертвы, которую он приносит за народ, раскрывается в миниатюре «Молитвенника» Карла Лысого, на которой коленопреклонённый государь простирает руки к распятому Христу. Роскошь облачений и дворцового убранства, запечатлённая на рукописных иллюстрациях, имела определённое символическое значение. После императорской коронации придворные ритуалы Карла Лысого были ориентированы в том числе на византийские образцы, современники отмечали их необычайную пышность. Так, Гинкмар Реймсский при описании церемоний в Понтионе упоминал, что Карл Лысый появлялся перед присутствующими в роскошных греческих одеяниях в сопровождении императорских аккламаций, под пение «царских лауд» (торжественная литания, использовавшаяся в Каролингском государстве со второй половины VIII в.). Исследователи полагают, что клирики придворной капеллы Карла Лысого совершали греческую литургию апостола Иакова и литургию Василия Великого. В восточно-франкских «Фульдских анналах» осуждалось пристрастие императора, «презревшего обычаи франкских королей», к чуждой Западу греческой роскоши.

 



 
PR-CY.ru