КАРЛ ЛЫСЫЙ - Страница 12

Тем не менее, использование византийского церемониала при дворе Карла Лысого имело меньшее значение, чем развитие франкской обрядовой практики, прежде всего, «королевской литургии». В годы его правления распространяются мессы за государя, членов его семьи и подданных, молитвы благословений государя и т.д. В «Сакраментарии» Карла Лысого и некоторых более поздних рукописях к молитве канона мессы «Te igitur» добавлено прошение за «нашего короля и за всех православных, которые чтут кафолическую и апостольскую веру». К 856 г. исследователи относят первый известный чин помазания королевы, созданный для коронации Юдифи, дочери Карла Лысого (составление этого и других чинов коронации обычно приписывается Гинкмару Реймсскому). Как и другие правители из династии Каролингов, Карл Лысый считал своей обязанностью хранить чистоту христианской веры и единство церкви. Он принял активное участие в обсуждении учения о предопределении, которое отстаивал Готтшальк. Несмотря на то что Луп Ферьерский, Пруденций, епископ Труа (ум. в 861 г.), и другие близкие к Карлу Лысому богословы поддержали Готшалька, король согласился с Гинкмаром Реймсским, резко осудившим его учение. Другой важной богословской темой было учение о евхаристии. В 850 гг. по просьбе Карла Лысого монах Ратрамн из Корби изложил православное учение в сочинении «О Теле и Крови Господа». Трактат с аналогичным названием посвятил королю Пасхазий Радберт. При дворе Карла Лысого работал Иоанн Скот Эриугена, который пользовался особым покровительством короля, несмотря на враждебное отношение к нему Гинкмара Реймсского, Пруденция и Флора Лионского, обвинявших Эриугену в ереси. По просьбе Карла Лысого Эриугена перевёл с греческого языка «Ареопагитики», автором которых в то время считался св. Дионисий Парижский (см. Дионисий Ареопагит), а затем – «Первую Амбигву» Максима Исповедника. Узуард, монах аббатства св. Германа в Париже, по просьбе Карла Лысого составил «исторический» мартиролог, который приобрёл широкое распространение и использовался на Западе до XVI в. Особое внимание Карл Лысый уделял епископской кафедре и аббатству св. Германа в Осере, где находились школа и крупный скрипторий. Хейрик Осерский посвятил королю составленное им стихотворное Житие св. Германа.



 
PR-CY.ru