КАНТ - Страница 29

Лирические канты вошли в сборник «Куранты» (самая ранняя рукопись датирована 1733 г.). Канты были известны при дворе. Продолжилось параллельное бытование украинских и русских кантов. В российские сборники вошли украинские канты, многие из них в обновлённой редакции, некоторые тексты были русифицированы. Исследователям известны и переделки польских песен. Позднеев писал о кантах, «приходивших» с Украины в Россию несколько раз, что видно по разным редакциям, например, «Ой перестань, мой наймильший», на напев которого в ХVIII в. были распеты тексты духовного содержания. Светские канты не были полностью изолированы от духовных. По причине типизации мелодий кантов многие из них имели сходное звучание, тогда как тексты, назначение и характер исполнения различались. В каждую эпоху благодаря мобильности поэтико-песенной формы канта, возможности его быстрого создания, уподобления (написания и пения «на образец») или «перелицовки» этот жанр становился своеобразной школой разработки новых принципов стиховой и музыкальной структуры. Если в ХVII в. в стихах «относительный силлабизм уступил место равносложному», то в ХVIII в. в кантах отразился переход от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению. Первостепенную роль в преобразовании версификации сыграли напевы кантов, поскольку регулярность музыкальных акцентов в мелодиях, соединённых с силлабическими стихами, послужила стимулом для их тонизации. Высокий профессиональный уровень новой «книжной песни» отличает канты на тексты поэтов Василия Кирилловича Тредиаковского (несколько десятков кантов), Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Петровича Сумарокова. Исследователи отмечают, что важнейшей тенденцией вокального творчества петровской эпохи явилась лиризация кантов. На примере «Изми мя, Боже» на слова митрополита Стефана (Яворского) В.В. Протопопов отметил, что от таких кантов «тянутся нити к лирике ранних романсов и песен городского типа», к лирическим партесным концертам. Примерно в середине ХVIII в. в кантах, как и в партесном пении, появились интонации музыки классицизма. Песенный эталон этой эпохи характеризуется простотой напева, ясной симметричной структурой формы музыкального периода, тонально-гармоническим строением, чётким противопоставлением аккордов тоники и доминанты. Некоторые напевы канты совершенно утрачивают пластичность, свойственную славянскому мелосу, и европеизируются: движение в них происходит скачкообразно по ступеням трезвучий: «Кто крепко на Бога уповая» архиепископа Феофана (Прокоповича). В связной трёхдольной мелодике исследователи узнают интонации менуэта: «Коли дождуся весела ведра» архиепископа Феофана (Прокоповича); «Ах, смотри, кто жив» Андриевского (фамилия автора известна по акростиху) и мн. др.).

 



 
PR-CY.ru