КАНОНИССЫ - Страница 2

В 816 г. Собор в Ахене принял новые правила жизни канонисс, которые традиционно считаются первым общим уставом канонисс, – «Ахенские установления для монахинь» («Institutio sanctimonialium Aquisgranensis»). Их автором считается Бенедикт Аньянский, применивший бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский) к тем формам монашеской жизни, которые после утверждения христианства сложились в Галлии и Германии. Новые правила во многом повторяли те, что были приняты Собором в Шалон-сюр-Сон: общину канонисс возглавляла аббатиса (впоследствии важную роль играл также помощник аббатисы – капеллан); отказ от личного имущества по-прежнему не являлся обязательным, оно временно переходило в распоряжение общины канонисс (аббатиса должна была назначить управляющего имуществом на время пребывание насельницы в монастыре); в каноникатах допускалось проживание слуг и служанок. Канониссы спали в общем дормитории, где у каждой имелась собственная постель. В случае болезни или при желании уединиться разрешалось жить в отдельных помещениях (mansiuncula). Устанавливались общие трапезы, во время которых канониссы должны были хранить молчание. За ослушание или небрежение уставом предполагалось наказание: арест, бичевание или жалоба епископу. Теоретически у канонисс сохранялась возможность выйти из общины. Священник, окормлявший общину канонисс, должен был проживать за пределами монастыря. Канониссы участвовали в молитвах суточного цикла и мессах, занимались ручным трудом; им предписывалось воздержание. Одеяния канонисс описывались с большой долей условности – насельницы должны были носить простые одежды из льна и шерсти белого и чёрного цветов (чёрный цвет использовался лишь в траурные дни литургического года), во время богослужений покрывали голову платом. Впоследствии утвердилась традиция, согласно которой канониссы носили особые облачения лишь в церквах, а в свободное от молитвы время могли одеваться в обычные одежды. Как и настоятели традиционных монастырей, аббатисы общежитий канонисс обладали светской властью над окрестными землями. Исследователи выделяют несколько этапов в истории обителей канонисс в Западной Европе. До IX в. общежития женщин, не следовавших определённому уставу и участвовавших в богослужениях (и ставших прототипами общежитий канонисс), существовали при многих монастырях во Франции и в Германии. Появление «Ахенских установлений монахинь» способствовало количественному росту обителей канонисс. В IX в. новые общежития канонисс возникали, главным образом, в Вестфалии (например, Херфорд); в X–XI вв. – в Саксонии (например, Кведлинбург, Гернроде), однако общины канонисс существовали также во Франции (например, в мецском монастыре св. Глодесинды, во вьеннском монастыре св. Андрея), в Англии (исследователям известно о существовании канониката в Кентербери).

 



 
PR-CY.ru