КАНОНИССЫ

КАНОНИССЫ, лат. canonicae –  женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине (каноникат), но не приносившие традиционных монашеских обетов целомудрия, бедности и послушания. В Средние века различали светских и регулярных (уставных, т.е. живших по монашескому уставу; о них см. в ст. Регулярные каноники). «Канониссы» – греческий термин аналогичный лат. «сanonica», встречается в сочинениях восточных отцов церкви с IV в.; им обозначается широкий круг женщин, которые выполняли определённые обязанности в церквах и были включены в списки церковных служащих. Впоследствии канониссами стали называть женщин, которые не жили в миру, но и не входили в сообщества посвящённой Богу жизни. С распространением женских монастырей на Востоке эта форма образа жизни постепенно исчезла. На Западе термин «canonicae», определявший один из образов жизни женщин при церквах и монастырях, получил распространение наряду с другими – «sanctimoniales» («монахини»), «mulieres religiosae» (букв. – «женщины, живущие по уставу»), «mulieres Deo devotae» («посвящённые Богу женщины»), «ancillae Dei» («служанки Господа»), «ancillae Christi» («Христовы служанки») и проч. Строгого различия между статусами монашествующих женщин, судя по всему, не существовало. До VIII в. в канонах Соборов, папских посланиях и нарративных источниках термины, употреблявшиеся по отношению к женщинам, ведущим монашеский образ жизни, были взаимозаменяемы. Об устройстве жизни канонисс до IX в. исследователи не могут сказать ничего определённого. В ряде источников упоминается о том, что канониссам полагалось носить особое облачение, однако его состав и цвет не были регламентированы. По мнению исследователей,  как и позднее, большинство канонисс принадлежали к знатным и богатым родам и потому могли оказывать влияние на церковную жизнь. Григорий Турский в «Церковной истории франков» описал случай, когда посвящённая Богу женщина вмешалась в спор об избрании епископа Арвернов (ныне Клермон-Ферран) и добилась рукоположения предложенного ею кандидата. В эпоху Каролингов неупорядоченность жизни канонисс привлекла внимание церковных и светских властей. Регламентация жизни канонисс стала одним из направлений церковной реформы Бенедикта Аньянского. Основные правила жизни канонисс были впервые определены в 813 г. на провинциальном Соборе в Шалон-сюр-Сон. Женским обителям, не принявшим определённого устава, предписывалось иметь во главе аббатису. Канониссы должны были принимать участие в богослужениях (прежде всего, в качестве певчих). Женщины спали в общей келье, однако не возбранялось использование собственных, а также домов в окрестностях монастыря; при общине могли жить слуги насельниц. Канониссам запрещалось общение с мужчинами за пределами общей аудитории.

 



 
PR-CY.ru