ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ - Страница 4

Переход на богослужение, регламентировавшееся «Иерусалимским уставом», привёл к существенным изменениям и в практике церковного пения, в результате которых в конце XIII – начале XIV вв. в Византии сложился новый тип богослужебных певческих рукописей, включающих невмированные песнопения великой вечерни и утрени по «Иерусалимскому уставу», а также песнопения Божественной литургии. По свидетельству Симеона Фессалоникийского, в начале XV в. «Иерусалимский устав» был единственным богослужебным уставом, который использовался в Константинопольском патриархате. Изменения в византийской литургической практике, обусловленные богослужением по «Иерусалимскому уставу», оказали влияние на традиции, которые находились в непосредственном контакте с византийской. В XII в. были осуществлены переводы «Иерусалимского устава» на сирийский, грузинский и, как полагают исследователи, арабский языки, в первой половине XIV в. болгары и сербы перевели «Иерусалимский устав» на церковнославянский язык. Создание первого перевода «Иерусалимского устава» на церковнославянский язык болгарского извода иногда связывается с именем старца Иоанна из Великой Лавры на Афоне. Греческий оригинал этого текста принадлежал к «базовой» редакции «Иерусалимского устава». В сербских же монастырях широкое распространение получил перевод «Иерусалимского устава» на церковнославянский язык сербского извода, выполненный в 1319 г. по инициативе сербского архиепископа Никодима и ставший известным как «Никодимов Типик». Греческий оригинал «Никодимова Типика» также принадлежал к «базовой» редакции, однако, по мнению исследователей, имел отличия от того греческого оригинала, который стоит за первым болгарским переводом. Вскоре после появления «Никодимова Типика» в афонском Хиландарском монастыре был сделан второй сербский перевод «Иерусалимского устава», который известен как «Романов Типик». Греческий оригинал «Романова Типика» принадлежал к пространной «келлиотско-киновиальной» редакции, и поэтому в тексте «Иерусалимских богослужебных глав» систематически отмечены особенности совершения богослужения в келлиотском и киновиальном монастырях.

 



 
PR-CY.ru