ИКОНОГРАФИЯ - Страница 5

В ХХ в. европейская иконографическая школа развивалась под влиянием трудов Андре Грабара (1896–1990 гг.), ученика Н.П. Кондакова и Д.В. Айналова, эмигрировавшего во Францию, где он написал работы, определившие магистральное направление мировой византинистики. Иконографический метод приобрёл новое качество в работах А. Грабара, который рассматривал явления византийской культуры в широком историческом контексте, выявляя источники художественной формы, иконографических тем и смыслового содержания в сопоставлении с памятниками поздней Античности, раннего Средневековья, западноевропейской традиции на колоссальном материале всех видов искусства. Исследование византийского иконоборчества (1957 г.) позволило учёному подойти к проблеме не только с точки зрения истории искусства, но вплотную приблизиться к пониманию самого явления христианского образа, смысла иконы, осветить богословский аспект христианского искусства. Научная методология А. Грабара плодотворно применялась и разрабатывалась в трудах его учеников и последователей (Гордан Бабич, Т. Вельманс, М. Гаридис, С. Дюфренн, П. Мийович, Ж. Лафонтен-Дозонь, М. Теохари, А. Фролов и др.). Иконографический метод позволил исследовать смысл живописной декорации византийского храма. Одним из важнейших направлений иконографического метода является анализ взаимосвязи литургии и искусства (К. Уолтер, Ханс Бельтинг, Ненси Паттерсон-Шевченко). В советской науке иконографический метод, вытесненный формально-стилистическим анализом, возродился в виде вспомогательной методики каталогизации музейных собраний. В трудах Виктора Никитича Лазарева (1897–1976 гг.) иконографический метод получил развитие как элемент комплексного подхода, а также как самостоятельный инструмент исследования. На развитие иконографического метода исследования произведений христианского искусства оказали огромное влияние успехи филологической науки. Текстология средневековой литературы, которой занимались учёные школы Дмитрия Сергеевича Лихачёва, оказала методологическое влияние на исследования иконографии, в значительной мере опиравшиеся на результаты изучения истории текста. В работах Энгелины Сергеевны Смирновой и Г.В.  Попова проблемы иконографии рассматриваются в ряду важнейших аспектов изучения памятников средневекового искусства, а иконографический метод исследования приобретает самостоятельное значение, соответствующее современному состоянию науки. Исследованиями Герольда Ивановича Вздорнова и Льва Исааковича Лифшица было продолжено иконографическое направление в изучении памятников монументальной живописи, возрождённое В.Н. Лазаревым. Изучение иконографической программы росписи стало обязательным элементом комплексного исследования стенописи. Успешно применяется иконографический метод при изучении книжной миниатюры (Ольга Ильинична Подобедова), памятников прикладного искусства (Анна Вадимовна Рындина, Ирина Анатольевна Стерлигова). Плодотворно развивается направление иконографического исследования архитектуры (Андрей Леонидович Баталов, Владимир Валентинович Седов). В настоящее время иконографический метод стал ведущим в исследованиях средневекового искусства (Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, Нина Валериевна Квливидзе, Алексей Михайлович Лидов, Надежда Валерьевна Пивоварова, Владимир Дмитриевич Сарабьянов, Ирина Александровна Шалина, Ольга Евгеньевна Этингоф и др.). Особенностью современной методологии является комплексный подход, учитывающий результаты исследований филологических, исторических и богословских наук.



 
PR-CY.ru