ИКОНОГРАФИЯ - Страница 2

Вместе с тем иконография объективно отражает культурно-исторические процессы, она неразрывно связана не только с сюжетной канвой, но и с характерными для определённой эпохи образами, стилем, поэтикой. Поэтому, несмотря на стабильность, схемы иконографии обладают подвижностью, развитием, многоплановыми связями художественного образа с разными сферами культуры, а также с социальной и политической историей. Безусловная значимость изобразительного искусства в религии и официальной церемониальности культуры Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима обусловила развитие иконографии как необходимой составной части искусства этих государств и в целом Древнего мира. В христианской традиции изобразительное искусство достигло небывалой высоты в связи с тем, что в основе христианства лежит факт воплощения Бога Слова, засвидетельствованный Его образом. Исключительное значение иконографии для христианского искусства обусловлено важностью не только узнаваемости, но и, прежде всего, догматической достоверности изображения, его соответствия священным текстам, чей смысл церковь раскрывает и уточняет в ходе своей истории. Теоретической основой христианской иконографии является учение об образе, выработанное в творениях св. отцов в ходе борьбы с иконоборчеством. Соотнесённость изображений с текстами Ветхого и Нового Завета, богослужением, произведениями гимнографии, агиографии, гомилетики, с одной стороны, обусловила неизменность некоторых иконографических схем, сохраняющихся с раннехристианского до настоящего времени, с другой – повлекла возникновение новых изобразительных форм как отклик на актуальные богословские проблемы. В современной науке понятие «иконография» распространилось на церковную архитектуру. Использование в зодчестве в качестве архитектурных образцов зданий или их элементов, имеющих священное или историческое значение, или таких сакральных единиц, как «мера Гроба Господня», наделяет памятники архитектуры определённым символическим смыслом. Устойчивое повторение типологических черт оказывается не данью художественной традиции, а приёмом, позволяющим создать содержательный архитектурный образ. Само же произведение архитектуры условно приближается к тексту, рассчитанному на прочтение. 2. В искусствознании иконография – это научное направление, предметом исследования которого являются темы и мотивы изобразительного искусства. Иконография занимается истолкованием сюжета, фигур и символов произведения искусства. Иконографический метод сложился в середине XIX в. в связи с задачами изучения средневекового искусства и успешно развивался учёными Франции, Германии, Великобритании и России.

 



 
PR-CY.ru