ИЗМАЙЛОВ Александр Алексеевич - Страница 2

А.А. Измайлов приобщал к литературе большой круг читателей, однако условия работы в газетах, ориентация на массового читателя наложили отпечаток на характер и качество его критических работ. В обзорах А.А. Измайлов дал характеристики многим представителям литературного процесса: от крупнейших писателей до тех, кто, по мнению критика, принадлежали к «наиболее теневым и порочным уклонам». В переработанном виде большая часть газетных публикаций вошла в книги «На переломе: Литературные размышления» (СПб., 1908 г.), «Помрачение божков и новые кумиры: Книга о новых веяниях в литературе» (М., 1910 г.), «Литературный Олимп: Характеристики, встречи, портреты, автографы» (М., 1911 г.), «Пёстрые знамена: Литературные портреты безвременья» (М., 1913 г.). «Беллетрические репортажи» (определение самого А.А. Измайлова) включали помимо критических оценок биографические подробности о писателях, анекдоты, пародии. Благоприятные отзывы критиков вызвала книга «Помрачение божков и новые кумиры». В ней А.А. Измайлов признавал «гражданское призвание писателя и политический задор поэта», но осуждал тенденциозность любого направления, чаще всего видя в ней расчёт «написать то, что не залежалось бы на литературном рынке». А.А. Измайлов декларировал свою независимость от различных политических партий, литературных школ и направлений. В то же время был во многом солидарен с критиками, отстаивавшими главенство эстетических критериев: Зинаидой Николаевной Гиппиус, Валерием Яковлевичем Брюсовым, Акимом Львовичем Волынским, Юлием Исаиевичем Айхенвальдом, Корнеем Ивановичем Чуковским (Николаем Корнейчуковым) и др.; осуждал социально-политическую тенденциозность «реальной критики» Николая Александровича Добролюбова, считая её неприменимой к художественной литературе. А.А. Измайлов негативно оценивал некоторые произведения Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова: повесть «Мать», пьесы «Враги», «На дне»), называл автора «иллюстратором партийного катехизиса», «популяризатором любезных его сердцу политических идей для масс», а его драматургическую деятельность – «ошибкой прекрасного новеллиста». Как о «прикладной, практической, тенденциозной беллетристике», «творчестве под барабан» А.А. Измайлов отзывался о произведениях Степана Гавриловича Петрова (Скитальца), Давида Яковлевича Айзмана, опубликованных в «Сборниках товарищества «Знание»». Обвинял в тенденциозности Дмитрия Сергеевича Мережковского, который, по выражению критика, «таскает Бога с собою по книгам, по газетным фельетонам, по публичным лекциям», занимается «трескотнёй о Боге». А.А. Измайлов скептически и настороженно относился к модернистам. Чрезмерной опорой на «здравый смысл» (с позитивистскими апелляциями к творчеству душевнобольных, детей, дикарей) во многом объясняются его отрицательные оценки поэзии Вячеслава Ивановича Иванова, творчества Андрея Белого (Бугаёва Бориса Николаевича), ряда произведений Александра Александровича Блока и столь же прямолинейно негативные суждения о русских футуристах: Игоре Северянине (Игоре Васильевиче Лотарёве), Владимире Владимировиче Маяковском, Велимире (Викторе Владимировиче) Хлебникове.

 



 
PR-CY.ru