ИЗМАЙЛОВ Александр Алексеевич

ИЗМАЙЛОВ Александр Алексеевич (1873–1921 гг.) – литературный критик, поэт, прозаик. Родился в семье дьякона. В 1897 г. окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии, получил степень кандидата богословия. А.А. Измайлов печатался в журналах «Север», «Театр и искусство», «Сын Отечества», «Вестник Европы», «Образование», «Ежемесячные сочинения», «Новое слово» и др., в газетах «Новости и биржевая газета», «Русское слово», «Руль», «Биржевые ведомости» и др. Использовал творческие псевдонимы А.И.; Аякс; Добродушный Василиск; И.; Изм.; -Изм.-; Изм. А.; И-лов, А.; Измайлов-Смоленский, А.А.; Неблагосклонный читатель; С-кий; См.; См-ий; Смоленский; Смоленский, А.; Стрельбицкий. Начал печататься как беллетрист в 1895 г., при поддержке Александра Константиновича Шеллера-Михайлова опубликовал в журнале «Живописное обозрение» рассказ «Дамоклов меч» – жанровую сценку из жизни русского духовенства. Описание жизни духовенства – одна из сквозных тем дальнейшего творчества А.А. Измайлова. Отдельными изданиями вышли книги рассказов «Чёрный ворон» (СПб., 1901, 1903 гг.), «Осени мёртвой цветы запоздалые» (СПб., 1906 г.), «Избранные рассказы» (СПб., 1913 г.), «Юморист. Товарищ. Слабый пол» (М., 1914 г.). В жанре массовой беллетристики был создан роман «Ураган» (СПб., 1909 г.). Рассказы А.А. Измайлова о жизни священнослужителей отмечены симпатией автора к персонажам, знанием специфики быта и психологии духовных лиц (от сельского дьякона до архиерея). Они были переведены на чешский язык в 1902 г. Однако художественная проза А.А. Измайлова, в основном, не привлекла внимание критики. Исключением стала автобиографическая повесть «В бурсе» (СПб., 1903 г.), в предисловии к которой автор, отдав дань уважения «Очеркам бурсы» Николая Герасимовича Помяловского и «Бурсацким воспоминаниям» Игнатия Николаевича Потапенко, сообщал о том, что стремился расширить сведения о духовных школах пореформенной эпохи и видел в повести «только исторически-бытовой смысл». Изображение теневых сторон жизни отдельных представителей духовенства вызвали, по словам автора, «осуждение клерикального мирка». Абрам Евгеньевич Кауфман вспоминал, как некий архимандрит, имея в виду обличительные стороны повести, сказал об А.А. Измайлове: «Отогрели мы змею». Исследователи отмечают, что стихотворные опыты А.А. Измайлова, печатавшиеся в периодике и собранные в книге «Стихотворения» (СПб., 1905 г.), ничем не выделялись на фоне подражательной поэзии с типичными для неё квазифилософскими пейзажно-элегическими медитациями в духе Семёна Яковлевича Надсона, Константина Константиновича Случевского, Константина Михайловича Фофанова. Написанная А.А. Измайловым драма «Мёртвые властвуют: (Тени)» (Петроград, 1916 г.) была принята Александром Рафаиловичем Кугелем за пародию, образчик «чехомании». Наибольшую известность А.А. Измайлов получил как литературный критик. В 1898–1916 гг. он вёл в «Биржевых ведомостях» еженедельную критическую рубрику «Литературное обозрение». С 1916 г. и до её прекращения редактировал газету «Петербургский листок», превратив её в интересный и популярный у горожан литературный орган.

 



 
PR-CY.ru