ИСТИФАН АД-ДУВАЙХИ - Страница 4

Истифан ад-Дувайхи – крупнейший историограф Маронитской церкви. Начал собирать материалы по истории своей общины, ещё будучи студентом в Риме, продолжал эти поиски во время путешествий по Ливану и Сирии, изучал труды маронитских, арабо-мусульманских и европейских авторов. Вслед за ранним маронитским историком Джибраилом аль-Килаи (ум. в 1516 г.) Истифан ад-Дувайхи стремился доказать исконную ортодоксию маронитов, их давнюю приверженность Римскому престолу. Эта задача предопределила полемический пафос, наивный догматизм и нетерпимость к критике, свойственные трудам Истифана ад-Дувайхи, как и всей маронитской историографической традиции. С ярко выраженной пропагандистской целью была написана самая известная его работа – трилогия «История маронитской общины» (или «Апология маронитов»). Патриарх обращается к вопросам возникновения этноса маронитов и происхождения этнонима, который он без должных доказательств возводил к мардаитам – византийскому военному контингенту, размещённому в конце VII в. в Ливане для противостояния арабской экспансии. Вопреки историческим фактам Истифан ад-Дувайхи отрицал приверженность средневековых маронитов ереси монофелитства, полемизируя по этому вопросу с западными и восточно-христианскими авторами. Несмотря на серьёзную профессиональную подготовку, он был склонен принимать на веру любые апокрифы, совпадавшие с его взглядами на раннюю историю общины, и, таким образом, создал национальный миф, который лёг в основу самоидентификации позднейших поколений маронитов. В трактате «История времён» (другое название – «История мусульман») Истифан ад-Дувайхи попытался вписать прошлое своего народа в контекст общесирийской истории, которая излагается с опорой на мусульманских авторов начиная, по одним изводам, с хиджры (622 г.), а по другим – с 1095 г. (начало эпохи Крестовых походов) и заканчивая рубежом XVII и XVIII вв. Подобный интерес к другим религиозным общинам и регионам был новым явлением в маронитской историографии. Эпизоды из собственной биографии побудили Истифана ад-Дувайхи к написанию «Истории маронитской школы в Риме», где он проследил судьбы многих выпускников Маронитской коллегии. К трудам Истифана ад-Дувайхи по церковной истории исследователи относят также сочинение «Список патриархов маронитской общины». Истифану ад-Дувайхи принадлежит много трудов по литургике, имевших целью систематизировать богослужебную практику маронитов: основное сочинение «Светильник таинств» в десяти частях (другое название – «Десять светильников»), «Истолкование освящений», «Книга о хиротонии», а также сборник проповедей, трактат по сирийской поэтической метрике и др. В 1982 г. Синод Маронитской церкви постановил начать сбор сведений о жизни и деятельности Истифана ад-Дувайхи для открытия процесса беатификации. В ноябре 2002 г. дело было официально принято к рассмотрению Конгрегацией по канонизации святых. 3 июля 2008 г. папа Бенедикт XVI одобрил декрет о признании «героических добродетелей» Истифана ад-Дувайхи, что является предпоследней стадией в процессе беатификации. В местности Зук-Мосбех близ Бейрута действует комитет имени Истифана ад-Дувайхи.



 
PR-CY.ru